Эта праздничная фотография, явно сделанная в праздник 1-го мая (возможно, после демонстрации) заставила нас поломать голову над установлением года, когда она была сделана. В самом деле, судя по одежде участников, это могли быть и 1920-е, и 1930-е годы: в то время ношение пионерской формы вне дома было необязательно. Виднеющийся на транспаранте лозунг «Дети Октября, к постройке социалистического общества будьте готовы!» был популярен также в середине 1920-х годов. Изображенная на этом же транспаранте «старая» эмблема пионерской организации — три языка пламени на 5 поленьях, с серпом и молотом наверху — просуществовала до середины 1930-х, когда во время массовых репрессий серп и молот с эмблемы убрали, разглядев в молоте начальную букву фамилии Троцкий. Так когда же был сделан снимок? Обратим внимание на средний транспарант, с профилем И.Сталина и словами об освоении техники. Он сразу же переносит нас в февраль 1931 года, когда «отец народов» выступил на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности с программной речью «О задачах хозяйственников». Суть речи сводилась к лозунгу «Овладевайте техникой» — это словосочетание, как заклинание, повторялось в выступлении Сталина не менее 10 раз. Как это было принято в СССР, речь вождя стала сигналом для начала широкой пропагандистской кампании. Официальные первомайские лозунги 1931 года включали призыв к молодежи, рабочим и руководящим кадрам овладевать техникой. Как писали в те дни советские газеты, «Лозунг тов. Сталина об овладении техникой всколыхнул всю пролетарскую общественность. На крупнейших заводах и стройках ударники принимают конкретные обязательства по овладению техническими знаниями». По всей стране в тот год создавались технические кружки, клубы и тд. Можно предположить, что изображенные на фотографии школьники и комсомольцы (в заднем ряду) как раз и составляли один из многочисленных кружков юных техников — недаром на переднем плане горделиво выставлена на всеобщее обозрение сделанная школьниками модель парохода. #ПЕРВОМАЙ #ПИОНЕРИЯ #СТАЛИН #МАЛЕНЬКИЕИСТОРИИ #СССР #1МАЯ #ТРУД #ПРАЗДНИК
Другие записи сообщества
Осенью 1888 года в доме немецкого консула в Санкт-Петербурге барона фон Ламецана встречали нового наставника для детей — молодого и перспективного преподавателя из Мюнхена. Очень скоро он познакомился с представителями многочисленной немецкой диаспоры, в числе которых был и скромный акцизный чиновник из обедневшего рода балтийских немцев Вольдемар фон Курзелль с супругой. Четыре года назад у них родился мальчик Отто, и в скором времени им предстояло подумать о его воспитании. Нового преподавателя в доме консула звали Йозеф Герхард Гиммлер. Три десятилетия спустя его сын присвоит Отто фон Курзеллю звание оберштурмбаннфюрера СС. Маленький Отто родился в Санкт-Петербурге в 1884 году. С детства хорошо рисовал, и родители отправили его учиться на архитектурный факультет Рижского политехнического института, где он вступил в националистический кружок Рубония — членами которого были в том числе будущий идеолог нацизма Альфред Розенберг (кстати, выпускник Рауманского училища в Москве). Затем Отто перебрался в Дрезден, а оттуда в Мюнхен, где учился в Академии изящных искусств. В Первую мировую Отто служит лейтенантом в Царской армии, но после 1917 года примыкает к «белым» и в итоге эмигрирует в Германию, где сходится с Розенбергом, рисует антибольшевистские плакаты и антисемитские карикатуры на Ленина и Троцкого (на фото), знакомится с Генрихом Гиммлером и участвует в «пивном путче» и даже учреждает «Союз борьбы за немецкую культуру». К 1930-м годам фон Курзелль — личный портретист фюрера, а с началом войны становится одним из идеологов войны с «монгольскими ордами» в лице России, избирается в Рейхстаг, возглавляет Академию изящных искусств и получает из рук Генриха Гиммлера погоны оберштурмбаннфюрера СС. В 1945 году Отто фон Курзелль был арестован советскими войсками и до 1950 года сидел в спецлагере №2 (Рухенвальд), где хотя бы отчасти познал «прелести» той жизни, которую он и его соратники уготовили для «недочеловеков». После освобождения из лагеря Отто фон Курзелль вернулся в Мюнхен, где вплоть до своей кончины в 1967 году прожил затворником. #фашизм #третийрейх #германия #ссср #живопись #гитлер #бауманка #розенберг #петербург #победа #9мая
«Милая мама, я жив и здоров, все благополучно. Квартира у нас порядочная … одним словом, живем хорошо…». Так писал Антон Павлович Чехов 25 сентября 1901 г., описывая переезд в новую квартиру. Прошло всего два месяца с того дня, как он — к тому времени уже неизлечимо больной — обвенчался с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер. Новый дом, где Чеховы сняли квартиру, должен был стать символом их короткого семейного счастья. Сама невеста описывала его в ещё более восторженных тонах: «На улицу выстроены большие европейские дома, а во дворе весь в зелени стоит чистенький, прелестный домик в 5 комнат… Огромный двор весь будет асфальтирован, чистый, хозяева люди передовые, он — архитектор… И на Спиридоновке воздух отличный, масса садов и улица чистая, ты знаешь». Новый дом и впрямь был необычным. Его создатель — молодой и чрезвычайно талантливый, несмотря на отсутствие хорошего образования, московский архитектор Пётр Самойлович Бойцов — первоначально строил дом для себя (и жил там вплоть до 1918 г.), но отдельные квартиры решил сдавать избранной публике. Такими жильцами и стали великий писатель с супругой. Дом этот был весьма необычен для бывшей тут в XVI веке Козьей слободы, а с ХIX века уже вполне себе фешенебельной улицы #Спиридоновка. Четырехэтажный особняк в стиле неоготики не был похож на другие традиционные доходные дома, как правило шестиэтажные, стоял не только обособленно от других, но и располагался в глубине улицы за высокой оградой. В этом доме необычным было всё: и входной тамбур на первом этаже, и гранёный эркер над ним, и керамическая плитка облицовки — двухцветная, с переходами от светлой охры к сиреневому. Но главным украшением дома стала массивная скульптурная группа в верхней части фасада: лев, побеждающий дракона. Подобной скульптуры нет больше ни на одном здании в Москве. Московские львы обычно сидят на ступенях крыльца, ну максимум — на чугунных оградах. А Бойцов расположил льва не просто на крыше — а на маленьком пятачке. И прохожие невольно вскидывают голову вверх. Туда, где вьётся флаг греческого посольства, занимающего сегодня особняк на Спиридоновке, 14 в Москве.
Редкий и необычный экспонат из нашей коллекции — набивной платок «Товарищества Никанора Дербенева с сыновьями» из г. Иваново-Вознесенск, выпущенный в 1913 году в честь 300-летия Императорского Дома Романовых. В условиях нарастающего революционного движения и непопулярности Николая II размах празднования имел очевидный политический подтекст и должен был продемонстрировать незыблемость устоев. К юбилею было выпущено огромное количество открыток, буклетов и медальонов; города были увешаны транспарантами «Боже, царя храни». В Александровском саду появился обелиск с именами всех российских императоров из рода Романовых, который в советское время был переделан в стелу с именами борцов революции. Не остались в стороне и промышленники: каждый счел своим долгом выпустить к юбилею специальную серию товара: так появились в торговых лавках юбилейные бокалы, каминные часы, духи и одеколоны, коробки конфект и печенья. Текстильщики не отставали, выпускали флаги, гобелены, полотенца, скатерти, платки и т.д. В их числе была и мануфактура «Товарищество Никанора Дербенева с сыновьями» в г. Иваново-Вознесенске (г.Иваново). На платке изображен первый царь династии Романовых – Михаил Федорович. Два верхних угловых медальона посвящены Ивану Сусанину, спасшему Михаила Романова от польского отряда во время русско-польской войны. На нижних – Ипатьевский монастырь в Костроме, из которого юный Михаил Романов был призван на царство, и Московский Кремль. Как и все подобные изделия, содержащие упоминание или изображение августейшей династии, рисунок платка получил специальное разрешение, о чём говорит клеймо «Печатается с надлежащего разрешения». Купцы Дербенёвы стали одной из династий, благодаря которым Иваново до сих пор считается текстильной столицей России. Никанор Дербенев и его сын Павел активно способствовали развитию науки, помогали нуждающимся, поддерживали сиротские и родильные дома, оплатили строительство детского туберкулёзом диспансера. Традиции русского платка в наши дни изучаются и восстанавливаются российскими производителями.
Бывает, всё вроде бы хорошо у населенного пункта. И история давняя, и продукцией своей славен, и гостей высоких не счесть. А вот название подкачало. Приходится местным производителям как-то выкручиваться. Примерно это произошло со знаменитой «1-й Русской мануфактурой ковровых изделий в Завидово», чьи ковры и гобелены на рубеже XIX-XX веков были широко распространены в Тверской и Московской губерниях. Один из таких гобеленов — «Наездники» — находится в нашей коллекции. Со словом «Завидово» в названии фабрики была неувязочка: на деле мануфактура находилась вовсе не тут, а в нескольких километрах западнее, в #Козлово. Посёлок этот с историей. Известен с XVII века, лежит на пути «из варяг в греки» на реке Шоша. На сайте местной администрации приводится аж четыре версии происхождения названия «Козлово». Но от этого не легче, и петербургский купец 2-й гильдии Ипполит Цезаревич Фланден, основавший мануфактуру в 1859 году, предпочел назвать её не по имени посёлка, а по названию железнодорожной станции #Завидово. Хозяином Фланден был рачительным, заботился о рабочих, выстроил в поселке каменные дома, больницу, церковь и школу. При нем поселок вырос почти в десять раз. После революции Фланден чудом спасся за границей, а его супруга вынуждена была работать на фабрике бухгалтером. Во время войны фабрику эвакуировали, а после войны открыли вновь, сменив профиль и название. Предприятие стало называться … Завидовская тонкопрядильная фабрика. Имя посёлка Козлово вновь не попало в название. Фабрика проработала до 1990-х годов, когда из-за отсутствия заказов была остановлена. Не работает она и по сей день. Зато посёлку Козлово повезло с гербом. Два скрещённых топора — символ государственной власти, и ключ — символ ворот от Москвы. Солидно. Казалось бы, откуда у Козлово такой герб? Всё просто — именно здесь находится знаменитая правительственная резиденция ФСО России. Та самая, где любил отдыхать Л.И.Брежнев и члены Политбюро, куда приезжали Фидель Кастро и другие лидеры стран социализма, куда и сегодня приезжают на отдых важные государевы люди. Они, правда, тоже предпочли назвать свою резиденцию «Завидово», а не «Козлово». А зря.
Есть в Москве улицы, расположения которых на память не скажет никто. Кроме, разве что, местных жителей. А всё потому, что все эти улицы имеют одинаковое название, и в Москве их наберется больше сотни. Название это — «Проектируемый проезд». У каждого такого проезда есть собственный номер, самый крупный из которых (какой, по крайней мере, нам удалось разыскать) № 7099 и расположен он на Калужском шоссе. Со временем некоторые из этих улиц обретают новые имена и исчезают. Зато другие появляются из неоткуда, так что сколько их на сегодняшний день — точно не знает, похоже, никто. Официальный портал Правительства Москвы mosopen.ru приводит примерно 40 улиц с таким названием, у Яндекса их число переваливает за сотню. Полного списка нет нигде. Логики в их расположении нет никакой. Так, например, проектируемый проезд № 80 расположился у подножия эстакады ТТК возле Москва-Сити. И напротив, проектируемые проезды № 3579 и № 3580, соединяющие набережную Тараса Шевченко с Кутузовским проспектом, появились на карте Москвы ещё в начале 1950-х годов, причём Проектируемый проезд № 3579 проходит вдоль знаменитого «брежневского» дома на Кутузовском проспекте, 26. Многие считают «проектируемые проезды» наследием советской массовой застройки. Однако это не так: карты и адресные справочники Москвы пестрели этими названиями уже в середине XIX века. Возможно, название появилось во время восстановления Москвы после пожара 1812 года, когда специальная комиссия под руководством князя Михаила Дмитриевича Цицианова при участии лучших архитекторов того времени: Доминика Жилярди, Осипа Бове, Василия Стасова и других утвердила план «прожектированный столичному городу Москве». В нём впервые были проведены «прожектированные линии» — обозначения будущих кварталов и домов. Карты разных лет подсказывают нам, что нынешняя улица Бухвостова в XIX веке называлась просто «Проэктированная», а расположенный неподалёку от Преображенской площади Проектируемый проезд № 1889 стал в мае 2016 года проспектом Ветеранов. Однако большинство улиц с таким названием, похоже, попросту вылетели из головы московского начальства и продолжают сбивать с толку приезжих и пользователей навигационных систем.
Среди массивных гранитных плит мемориального комплекса Памятника бойцам революции на Марсовом поле в Санкт-Петербурге есть малозаметное надгробие. Надпись на нем гласит: «Юному артисту-агитатору Коте Мгеброву-Чекан. 1913-1922». В наши дни о судьбе этого 9-летнего революционера мало кто помнит, хотя некогда у его могилы принимали в пионеры ленинградских школьников. А вот в Петрограде 1920-х юного артиста Пролеткульта знал едва ли не весь город. Как и его стихи, которые, как и Маяковский, Котя приравнял к штыку: Эх, ты наша доля, Мы вернулись с поля, А вокруг гуляет недобитый класс. Эх, скажи-ка, дядя, Для народа ради Никакая контра не уйдёт от нас. Чу-чу-чу, стучат, стучат копыта Чу-чу-чу, ударил пулемёт. Белая гвардия наголову разбита, А Красную армию никто не разобьёт! Ваня Мгебров-Чекан, которого в семье называли Котя, был артистом театра Пролеткульта, где работали его родители: отец театральным режиссёром, а мать актрисой. От них Котя и получил свою странную фамилию — первую часть от отца, вторую от матери. Здание Пролеткульта в те годы располагалось в бывшем Благородном собрании на Итальянской ул., 27, ныне известном как Дом радио. Сам Ваня родился в финском городе Териоки (ныне Зеленогорск) близ Петербурга. Обладая ярким актерским талантом, Ваня с пяти лет выступал на сцене с агитационными стихами и пьесами. В том числе и на фронте: в охваченном восстанием Кронштадте и во время наступления Юденича на Петроград. В день рождения Ленина, 22 апреля 1922 года, Ваню попросили отвезти хлеб голодающему товарищу. Ваня сел в трамвай, и когда вагон проезжал по мосту Белинского через Фонтанку, неизвестный на ходу вытолкнул мальчика из вагона. Ваня ударился головой о мостовую, трамваем ему отрезало ногу. Котя умер от потери крови 24 апреля в больнице. На его похороны пришло огромное количество людей. Решением Петросовета Котя был признан героем и похоронен на Марсовом поле среди прочих борцов революции. А вот была ли его смерть политическим убийством или трагической случайностью — спорят и по сей день… #революция #санктпетербург #театр #история #ссср #революция #агитация #марсовополе #памятник #фонтанка #зеленогорск #питер
Этот человек с лицом, похожим на А.П.Чехова, не удостоился ни прижизненной, ни посмертной славы. Его именем не называли улиц и площадей, его портреты не украшают коридоры государственных учреждений. Мы решили исправить эту несправедливость, тем более, что сегодня, когда еще свежи воспоминания о пандемии #covid19, подвиг этого врача заслуживает особого внимания. Профессор Крымского медицинского института им.Сталина (ныне Симферопольский Медицинский университет) Сергей Михайлович Щастный был любим и уважаем студентами первой половины 1930-х годов. Человек с блестящим образованием, последний из числа «царских профессоров» этого вуза — бывшего Медицинского факультета Таврического университета, Сергей Михайлович был видным врачом-эпидемиологом, возглавлял кафедру в Новороссийском университете, был научным руководителем Одесской бактериологической станции, профессором кафедры микробиологии в Одесском химико-фармацевтическом институте. Именно благодаря разработанным Щастным методикам в те годы проводилась успешная борьба с чумой, холерой, сыпным тифом и другими инфекциями. В 1938 году профессор оказывается в ссылке в Павлодарской области Казахстана, где вступает в борьбу с эпидемией сыпного тифа Работал в полевых условиях, с минимальными медицинскими препаратами и безо всякого оборудования. Вот как описывал профессора один из современников: «В населенные пункты района, причем в самые отдаленные, выезжали на быках, а иногда шли пешком вместе с С.М. Щастным. Открывали изолятор, делали подворный обход больных, профессор полностью отдавал себя службе, был он очень внимателен к больным. Помню хорошо, как он выращивал культуру для выявления точного диагноза. Щастный искомый материал брал в пробирки и согревал прямо руками. В марте 1943 года Сергей Михайлович заболел в с. Грабово тифом, от района 50 км. На быках отвезли его в совхоз. А потом нам сообщили, что он умер 16 марта 1943 года и похоронен в совхозе «Суворовский». В своем предсмертном письме Сергей Михайлович написал такие строки: «Бойцы идут под пули, а мы, эпидемиологи, подвергаемся опасности в борьбе с инфекциями… Если умру, то как боец на боевом посту». #врачи #медицина #маленькиеистории #крым #эпидемия
День Победы 9 мая в СССР далеко не сразу стал праздником. 24 июня 1945 года на Красной площади прошёл Первый Парад Победы, который принимал маршал Советского Союза Георгий Жуков. Предполагается, что Сталин именно тогда проникся ревностью к Георгию Константиновичу, который превратился для жителей СССР в олицетворение победы над врагом. Считается, что именно из-за ревности Вождя к маршалу в декабре 1947 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета, объявлявший 9 мая рабочим днём. Чтобы сделать это решение менее заметным, указ озаглавили «Об объявлении 1 января нерабочим днём» — и действительно, с этого момента 1 января так и остался выходным. А вот 9 мая вернуло себе статус праздника лишь в канун XX-й годовщины победы, в 1965 году. Тот юбилей отпраздновали с невиданным размахом. Именно к этому юбилею приурочили награждение советской столицы почетным званием «Город-герой». 9 мая на Красной площади прошел военный парад и перед войсками пронесли Знамя Победы. С той поры День Победы всегда отмечался очень торжественно. Улицы и площади украшали флагами и транспарантами. В 7 вечера объявлялась Минута молчания в память о погибших. Эта традиция продлилась до 1990 года, когда состоялся последний парад в истории СССР. #ДеньПобеды #9мая #WWII #ПарадПобеды #СССР #Победа #Парад #Краснаяплощадь #История #МаленькиеИстории #ВеликаяОтечественная
В марте 1945 года солдаты одного из подразделений американской армии, форсировав Рейн, в поисках места для расквартирования наткнулись на обширную усадьбу с большим домом посередине. Вышедший дворецкий надменно сказал, что это — не сама усадьба, а лишь домик для слуг. После чего провел их в шикарный дворец, принадлежавший фрау Рагель – вдове мыльного магната из компании «Persil» Карла Августа Рагеля (потомки которого и сегодня значатся в руководстве компании Henkel). В одном из крыльев дворца солдаты обнаружили испуганного одетого в гражданское человека, окруженного большим количеством карандашей, туши и листов бумаги. Он объяснил, что работает художником, и последние два года делает зарисовки с полей сражения по личному поручению … Адольфа Гитлера. В качестве доказательства он продемонстрировал стопку со 150 готовыми рисунками. Показать их фюреру он должен был 1 апреля 1945 года… Йозеф Аренс, так звали этого действительно выдающегося художника-графика, обладал блестящей техникой и потрясающей памятью, позволявшей ему рисовать увиденное с мельчайшими деталями, вплоть до количества заклепок на пушках. Выпускник Мюнхенской академии художеств (куда не смог поступить Гитлер), Йозеф Аренс попал в поле зрения фюрера после одной из выставок 1940 года. Гитлер пригласил его к себе, назвал «братом-художником» и сделал необычное предложение: рисовать войну с передовой лично для него, Гитлера. Первая «командировка» Аренса на фронт делась два года — с 1940 по 1942 год. В результате была издана книга с его рисунками. Во второй раз Гитлер «призвал» Аренса в 1943 году — завершить альбом. Аренс работал во Франции, но с приходом союзников не стал бежать в Рерлин, а поселился на усадьбе Рагелей и стал дожидаться развязки. На допросе он сказал, что не любил войну, и именно поэтому на лицах изображенных им солдат никогда не бывает улыбок. После войны Аренс занялся виноделием, много рисовал на индустриальные темы, а позже создал в городе Ункель студию для художников и скульпторов «Halfmannshof», действующую и по сей день. Аренс умер в 1979 году и до самой смерти не нарисовал больше ни одной сцены войны. #победа #война #гитлер #искусство #союзники #wwii #живопись
В наши дни мало кто даже из коренных москвичей сможет сказать, что за храм изображен на фото. И это при том, что Собор Александра Невского более полувека был главной достопримечательностью Миусской площади столицы. Сегодня эта площадь известна в основном тем, что на ней расположена Общественная палата РФ, а ещё дальше — популярный ресторанный комплекс #Депо. Но в начале ХХ века Миуссы были, пожалуй, самым молодёжным местом Москвы. Здесь располагались сразу три крупных учебных заведения: городское начальное училище имени Николая II (сегодня это Общественная палата), Промышленное училище в память 25-летия царствования императора Александра II (сейчас МХТУ) и Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского (в наши дни РГГУ). Поэтому и будущий собор должен был отличаться большой вместимостью. Проект 70-метрового храма с 21 главкой, вмещавшего почти 6 тысяч человек, был создан по рисункам В.М.Васнецова архитектором А.Н.Померанцевым, известным также постройкой ГУМа. 7ак и в случае с Храмом Христа Спасителя, деньги на постройку этого собора, заложенного в честь отмены крепостного права, собирали всем миром аж с 60-х годов XIX века. За это время менялась Москва, а с ней и проект храма. Строительство здания было закончено лишь в 1917 году, но отделать его изнутри и освятить так и не успели. После революции здесь устроили склады, в которых, например, хранилась свернутая в рулоны «Бородинская панорама» художника Ф.А.Рубо после сноса деревянного первого здания панорамы на Чистых прудах. Позже, под влиянием пропаганды «красного погребения», родилась идея создать здесь первый советский крематорий (!), но его в итоге возвели на территории Донского монастыря. В 1930-х годах обратили внимание на уникальную акустику здания храма, не имевшего ни единого столба внутри, и попытались превратить его в Дом радио. Но в итоге в 1950-х годах здание попросту снесли, и на его обломках построили скромный Дворец пионеров, сегодня известный как Дворец творчества детей и молодёжи «На Миуссах». Уникальные кадры собора сохранились в фильме «Третья Мещанская» (1927 г.).