Странная подпись «Исааковский собор» на этой редкой фарфоровой тарелке XIX века с видами Санкт-Петербурга — не опечатка мастера, а добросовестная ошибка завода-изготовителя. Всё дело в том, что тарелка эта была выпущена в Англии на мануфактуре George Leach Ashworth & Bros в городе Хенли, в графстве Стаффордшир. О том, что святой, в честь которого был назван новый храм в Санкт-Петербурге, назывался на православный манер Исаакием (Далматским), а не иудейским Исааком, англичане могли и не знать. Отсюда и подпись «Исааковский» под изображением Исаакиевского собора. Кроме него, на тарелке в окружении растительного орнамента изображены Медный всадник, Академия художеств, Зимний дворец и Адмиралтейство. Дополнительную ценность тарелке придаёт редкое клеймо, так как под этим торговым знаком мануфактура просуществовала всего лишь с 1862 по 1868 г. С обратной стороны тарелки изображен герб Соединённого королевства. Щит поддерживают лев и единорог. Вокруг щита — девиз Ордена Подвязки «Honi y Soit Qui Mal Y Pense» («Пусть стыдится, подумавший плохо об этом») Ниже — девиз «Dieu et Mon Droit,» «Бог и Мое Право». По ромбовидной фабричной британской регистрационной марке не трудно определить точную дату изготовления тарелки. В углах ромба зашифрованы число, месяц и год — 15 сентября 1866 г. Северный Стаффордшир, где была произведена тарелка, был крупным центром производства керамики в Великобритании. Гончарная промышленность здесь была сосредоточена вокруг шести городов: Тунстал, Бурслем, Хэнли, Сток, Фентон и Лонгтон, которые теперь составляют единый город Сток-он-Трент. Этот регион был известен как #Potteries. Многие из мировых инноваций в гончарном производстве произошли именно здесь. Обжигались изделия в печах с характерной бутылочной формой — в XIX веке таких печей здесь было более 4 тысяч, что делало атмосферу в районе почти непригодной для дыхания.
Другие записи сообщества
В марте 1945 года солдаты одного из подразделений американской армии, форсировав Рейн, в поисках места для расквартирования наткнулись на обширную усадьбу с большим домом посередине. Вышедший дворецкий надменно сказал, что это — не сама усадьба, а лишь домик для слуг. После чего провел их в шикарный дворец, принадлежавший фрау Рагель – вдове мыльного магната из компании «Persil» Карла Августа Рагеля (потомки которого и сегодня значатся в руководстве компании Henkel). В одном из крыльев дворца солдаты обнаружили испуганного одетого в гражданское человека, окруженного большим количеством карандашей, туши и листов бумаги. Он объяснил, что работает художником, и последние два года делает зарисовки с полей сражения по личному поручению … Адольфа Гитлера. В качестве доказательства он продемонстрировал стопку со 150 готовыми рисунками. Показать их фюреру он должен был 1 апреля 1945 года… Йозеф Аренс, так звали этого действительно выдающегося художника-графика, обладал блестящей техникой и потрясающей памятью, позволявшей ему рисовать увиденное с мельчайшими деталями, вплоть до количества заклепок на пушках. Выпускник Мюнхенской академии художеств (куда не смог поступить Гитлер), Йозеф Аренс попал в поле зрения фюрера после одной из выставок 1940 года. Гитлер пригласил его к себе, назвал «братом-художником» и сделал необычное предложение: рисовать войну с передовой лично для него, Гитлера. Первая «командировка» Аренса на фронт делась два года — с 1940 по 1942 год. В результате была издана книга с его рисунками. Во второй раз Гитлер «призвал» Аренса в 1943 году — завершить альбом. Аренс работал во Франции, но с приходом союзников не стал бежать в Рерлин, а поселился на усадьбе Рагелей и стал дожидаться развязки. На допросе он сказал, что не любил войну, и именно поэтому на лицах изображенных им солдат никогда не бывает улыбок. После войны Аренс занялся виноделием, много рисовал на индустриальные темы, а позже создал в городе Ункель студию для художников и скульпторов «Halfmannshof», действующую и по сей день. Аренс умер в 1979 году и до самой смерти не нарисовал больше ни одной сцены войны. #победа #война #гитлер #искусство #союзники #wwii #живопись
В наши дни мало кто даже из коренных москвичей сможет сказать, что за храм изображен на фото. И это при том, что Собор Александра Невского более полувека был главной достопримечательностью Миусской площади столицы. Сегодня эта площадь известна в основном тем, что на ней расположена Общественная палата РФ, а ещё дальше — популярный ресторанный комплекс #Депо. Но в начале ХХ века Миуссы были, пожалуй, самым молодёжным местом Москвы. Здесь располагались сразу три крупных учебных заведения: городское начальное училище имени Николая II (сегодня это Общественная палата), Промышленное училище в память 25-летия царствования императора Александра II (сейчас МХТУ) и Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского (в наши дни РГГУ). Поэтому и будущий собор должен был отличаться большой вместимостью. Проект 70-метрового храма с 21 главкой, вмещавшего почти 6 тысяч человек, был создан по рисункам В.М.Васнецова архитектором А.Н.Померанцевым, известным также постройкой ГУМа. 7ак и в случае с Храмом Христа Спасителя, деньги на постройку этого собора, заложенного в честь отмены крепостного права, собирали всем миром аж с 60-х годов XIX века. За это время менялась Москва, а с ней и проект храма. Строительство здания было закончено лишь в 1917 году, но отделать его изнутри и освятить так и не успели. После революции здесь устроили склады, в которых, например, хранилась свернутая в рулоны «Бородинская панорама» художника Ф.А.Рубо после сноса деревянного первого здания панорамы на Чистых прудах. Позже, под влиянием пропаганды «красного погребения», родилась идея создать здесь первый советский крематорий (!), но его в итоге возвели на территории Донского монастыря. В 1930-х годах обратили внимание на уникальную акустику здания храма, не имевшего ни единого столба внутри, и попытались превратить его в Дом радио. Но в итоге в 1950-х годах здание попросту снесли, и на его обломках построили скромный Дворец пионеров, сегодня известный как Дворец творчества детей и молодёжи «На Миуссах». Уникальные кадры собора сохранились в фильме «Третья Мещанская» (1927 г.).
Этой афише из нашей коллекции более 100 лет. Кинематограф «Грандъ», предлагавший публике весьма обширную по тем временам подборку фильмов, был весьма популярен в Санкт-Петербурге. Он располагался на Рижском проспекте в доходном доме барона Фёдора Родриговича фон Бистром (нынешний адрес Рижский пр. 23). И по сей день жители Петербурга называют его «баронский дом». Однако принадлежал «Грандъ» вовсе не самому барону, а простому, но предприимчивому сыну сапожника Василию Емельянову, в 1912 году взявшему в аренду небольшое помещение под кинозал на 200 мест. В те годы кинематографы, как правило, давали ежедневно только один сеанс. Программа обычно продолжалась около часа и состояла из нескольких отделений с фильмами разных жанров (видовые, комические, драмы, феерии). Видовая шла всего 5-7 минут, далее следовал перерыв 7-8 минут, необходимый для того, чтобы заложить в коробку бабину со следующей картиной. При показе видовых кинокартин и феерий играли вальсы. Комические фильмы сопровождались весёлыми галопами и полечками, а вот под всякие душераздирающие драмы тапёры играли всё, что им заблагорассудится. Первые ряды у экрана были сидячими и дорогими (20 коп.), задние ряды были стоячими и стоили примерно 10 коп. Угощались зрители подсолнухами и яблоками, покупая их на улице у входа в кинотеатр. В начале XX века кинематографы быстро развивались. Достаточно сказать, что в 1916 году в Санкт-Петербурге работало около 400 кинематографов, в то время как сейчас их в 4 раза меньше. К слову, все фильмы, упомянутые на этой афише, входят в список утраченных фильмов Российской империи, отснятых в 1915 году. Киноленты были уничтожены, как и многие другие фильмы того времени (из плёнки добывали серебро). Нам остаётся добавить, что Василий Емельянов стал владельцем большинства рижских кинотеатров, в 1917 служил в Белой Армии, затем эмигрировал в Париж, а после перебрался в Ригу. Там он и был арестован НКВД в начале июня 1941 года, объявлен немецким шпионом и сослан в Сибирь, где и умер в 1949 году. А «баронский дом» и по сей день стоит в Санкт-Петербурге, в настоящее время идёт его реконструкция.
Как были связаны в СССР кино и мода? В Советском союзе, как мы знаем, рыночной экономики не было. Но женщины были — и ещё какие! А значит, были и модные журналы, которым худо-бедно приходилось, даже с учётом советского дефицита, держать руку на пульсе. Одним из самых популярных изданий, посвящённых моде, был журнал «Мода», выпускавшийся Ленинградским домом моделей тиражом свыше 100 тысяч экземпляров. Апрельский выпуск этого журнала под названием «Мода.Ленинград» за 1967 год и представлен в нашей коллекции. На первый взгляд, журнал как журнал, ничего особенного. Кокетливо смотрят со страниц советские красотки в жакетах и пальто, навевая приятную ностальгию. Но стоп! Сначала обращает на себя внимание странное сходство большинства представленных женских рисунков. Друг с другом и ещё с кем-то. А вот влюблённая парочка на последнем развороте окончательно развеивает всякие сомнения: перед нами Нина и Шурик из бессмертной комедии Гайдая «Кавказская пленница». Лица, причёски, рубашки и даже смелое по тем временам оранжевое платье героини — всё почти один в один повторяет кадры из культового фильма. Случайности тут быть не может: «Кавказская пленница» снималась в 1966 году и вышла на экраны аккурат в апреле 1967 года, сразу став любимым и самым узнаваемым фильмом для десятков миллионов граждан СССР. Однако номер журнала подписывался в марте — значит, у издателей и художников Ленинградского дома моделей был, как сегодня принято говорить, свой инсайд на съёмочной площадке и, вероятно, необыкновенное чутьё на то, что в наше время называют «модными трендами». И в самом деле: сразу после выхода фильма молодая актриса Наталья Варлей стала самой узнаваемой женщиной СССР, эталоном женственности и современной моды. На снимках — страницы журнала «Мода.Ленинград» 1967 года и кадры из фильма «Кавказская пленница». Не перепутайте, где что.
Эта театральная афиша Бердянского театра и синематографа «Мираж» за 1909 г. наверняка сразу привлекла внимание тогдашних горожан. Ещё бы, в программе значились Пушкин, Рахманинов и такие модные в то время «живые картины»… Впрочем, ни о каком творчестве Александра Сергеевича речи не шло, просто в городе выступал оперный певец с такой фамилией. А вот Рахманинов прямо назван в афише «феноменом», поскольку был не композитором, а куда круче — человеком… без рук. Да-да. Идеи равенства и братства, революционная мысль, утончённая интеллигентность и стремление к созданию нового мира в начале ХХ века прекрасно уживались с такими, казалось бы, варварскими развлечениями, как «шоу уродов» — то есть выступлениями людей с физическими недостатками. Мы не знаем доподлинно, кем был указанный в афише господин Рахманинов — «человек без рук». Но совершенно очевидно, что это был один из тех несчастных, кто был вынужден зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного тела… Впрочем, для многих из «фриков», как их тогда называли, подобные шоу были единственным источником пропитания. Некоторые даже разбогатели на своей беде. Например, известная «девочка-верблюд» Элла Харпер получала $200 в неделю, что в наши дни равноценно зарплате в $25000 в месяц. Интерес к подобным шоу был столь велик, что цирки и театры перекупали фриков друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков. Все закончилось после Первой мировой войны. Насмотревшееся на ужасы войны общество перестало воспринимать физические недостатки как повод для смеха, началась борьба за права инвалидов. К 1930-м годам фрик-шоу стали повсеместно запрещать… Просвещённое общество окончательно отвернулось от шоу фриков, чтобы к началу XXI века вернуть в обиход гладиаторские бои — пусть и под видом спортивных «боев без правил»…
Станция Лосиноостровская «Пятая остановка, одиннадцатый километр. Билет 1-й зоны. По обе стороны станции расположен город Лосиноостровск, прежде один из самых больших дачных посёлков под Москвой. Правая часть от станции более высокая и песчаная, левая низменная с почвой преимущественно глинистой. Дома на широких, часто мощёных просеках дачного типа - деревянные, с террасами, но все с печами - заняты жителями круглый род. Помещений, сдающихся на лето, почти нет. Благоустройство города быстро растёт. В большинстве домов электричество, освещённые улицы, есть водопровод. Кооперативные магазины обслуживают все части города. На Осташковском шоссе рынок. Магазины Мосторга. Близ станции аптека. На Филинском просеке больница. Почта, телеграф и телефонная связь с Москвой. Телефоны-автоматы на почте и при аптеке. В клубе- театре на Советском проспекте регулярно устраиваются спектакли и киносеансы. При клубе зал физкультуры, библиотека читальня. Спортплощадки - на Коминтерновском переулке. Второй клуб - на Троицком шоссе. В 2,5 км от станции Лосиноостровской расположено село Медведково. Это один из самых старых посёлков под Москвой, ещё финского происхождения. Стоящее на высоком берегу реки Яузы Медведково интересно своим живописным местоположением и старым липовым парком. Дорога в село от станции идет по Советскому шоссе, а затем по Медведковской улице, через лес, и пересекает парк. Тут же ряд небольших прудов. Большинство домов с террасами. Рядом, тоже в 2,5 километров от станции, посёлок Ново-Медведково. Начатый постройкой в 1924 году, он быстро растёт. Дома освещаются электричеством. Близко подходит парк усадьбы Свиблово. Место неровное - то сухое, супесчаное, то низкое, болотистое. В обоих селах летом живут дачники». Из справочника «Дачи и окрестности Москвы», 1935 г.
Вид на Гурзуф и гору Аю-Дар из альбома «Крым. Crimée», изданного в самом начале ХХ века. Фотография сделана с холма Болгатур в центре Гурзуфа. На ней хорошо видна Гурзуфская бухта с домиком А.П.Чехова, белеющим на самом краю у воды. Этот крохотный домик писатель купил за гигантскую по тем временам сумму в 3000 рублей, чтобы иметь возможность уединиться от толп поклонников и гостей, осаждавших его дачу в Ялте. На переднем плане видна Успенская церковь (автор ц знаменитый русский архитектор Михаил Чичагов), уничтоженная в советское время и восстановленная в наши дни. Слева, вдалеке, виднеется минарет мечети Айя-София, выдержавшей страшное землетрясение 1927 рода, но также снесённой советской властью. А вот сама линия берега и скалы, включая знаменитые скалы-близнецы (адалары), за 100 лет почти не изменились. Если, конечно, не считать массовую и с виду почти хаотичную застройку, столь типичную для черноморского побережья.
Советский поэт-песенник Осип Колычев (наст. имя Иосиф Сиркес) в наши дни известен разве что своей «Песней о Советской армии» (непобедимая и легендарная). Однако в 1930-1950 годы его имя было широко известно публике благодаря огромному количеству публиковавшихся песен и стихов. Потомственный одесский куплетист, Осип Колычев стал одним из выдающихся «певцов» советской власти, создав такие произведения, как поэма «Щорс», «Баллада о Сталине», «Песня о Ворошилове», песня «Сталин родной». Кроме того, Колычев был известен как автор пространных виршей, часто весьма сомнительных с точки зрения поэзии, о всевозможных профессиях. Собственно, именно это «творчество» и позволило Колычеву войти в мировую литературу: в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» он стал прототипом бездарного поэта Никифора Ляписа-Трубецкого с его знаменитыми четверостишиями про Гаврилу. Впрочем, самого Колычева всё это не смущало: стихи на тему профессий хорошо публиковались в ведомственных изданиях и приносили автору немалый доход.
Эта картина под названием «Сухаревский рынок перед его закрытием» была написана в 1924 году художником Виктором Колендой (1872-1945). За два года до этого газета «Правда» опубликовала заметку, в которой, по сути, Сухаревой башне был вынесен приговор: «11-го октября Сухаревку со всех сторон оцепили по распоряжению М.Ч.К. войсковые наряды. Всполошилось все сухаревское царство: торговцы и спекулянты поспешно стали складывать свои товары на ручные тележки и подводы; ускользнуть удалось немногим. Одновременно с арестом подозрительных лиц и проверкой документов производился обыск и осмотр торговых палаток. Нормированные и запрещенные товары конфисковались. Сухаревка скоро опустела: на площади остались только опрокинутые палатки и масса разного мусора. Задержанные при обходе лица, обвиненные в спекуляции, отправлялись на принудительные работы. На другой день, в воскресенье, Сухаревка уже жила своей «нормальной жизнью», только торговцев и товаров стало несколько меньше, да цены поднялись еще выше; так, например, картофель дошел до 22 р. фунт, мыло от 200 до 300 р. и т.д.". Газета и сама не заметила, как пришла к парадоксальному выводу: у спекулянтов, получается, было дешевле.
Эта статуэтка «Негр с корзиной», сделанная на Ленинградском фарфоровом заводе в 1961 году, отражает целую эпоху, связанную с национально-освободительным движением в Африке и деятельном участии в нём Советского союза. В 1960-м году 17 африканских стран объявили о своей независимости. В декабре 1960 года по инициативе Никиты Сергеевича Хрущёва на XV сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам». Были внесены изменения и в Программу #КПСС — основной идеологический документ Советского Союза. В частности, новая редакция программы рассматривала национально-освободительное движение как одну из главных «антиимпериалистических сил». Сразу же после этого во всех научных, партийных, общественных организациях #СССР стали создаваться кафедры, отделы, исследовательские и учебные центры, занимающиеся изучением Африки, общественно-политической ситуации в африканских странах, а также обучением африканских специалистов и студентов. В 1961 году создается #Университет Дружбы Народов им.Патриса Лумумбы — лидера демократического движения и главы правительства Демократической республики Конго, похищенного и расстрелянного по прямому указанию президента #США Дуайта Эйзенхауэра. В том же 1961 году при Академии наук СССР создается Институт Африки, а Московское #радио впервые начало вещание на трёх африканских языках (позже их число выросло до 8-ми). Не отставала и пропагандистская машина — в массовый тираж стали выходить книги, брошюры и открытки, посвященные борьбе народов Африки против колониализма. Статуэтка из нашей коллекции может рассматриваться как неотъемлемая часть этой пропагандистской кампании. Правда, её автор — скульптор Галина Столбова, главной темой творчества которой было #детство, и здесь осталась верна себе, воплотив африканскую тему в образе мальчика.