Глядя на эти рисунки разных лет, даже многие москвичи не сразу смогут узнать в них Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного. Не без основания считающийся одним из чудес света, на этих гравюрах и картинах сам Покровский собор с его башнями и куполами вообще оказался “за кадром”. Казалось бы, почему? Ответ кроется в некогда очень почитаемой москвичами фасадной иконе, более двух столетий красовавшейся на стене колокольни с южной стороны храма. Об истории этой иконы и о том, как она вдохновляла художников разных стран, читайте на сайте "Маленьких историй".
Другие записи сообщества
Эти два радиоприемника, один из которых к легендарный советский «Звозда-54» из коллекции «Маленьких историй» к выглядят почти одинаково. Если приглядеться, отличие можно найти только в звездочке вместо ромба в верхней части одного из них, а также разницу в названии. Действительно, перед нами совершенно идентичные аппараты, но один из них в 1952 году производился во Франции под названием «Excelsior-52», а второй появился двумя годами позже в СССР и взял себе имя «Звозда-54». В послевоенные годы СССР не особо стеснялся «заимствовать» на Западе, причем не только в поверженной Германии, лучшие образцы техники. В конце войны в Союзе было даже создано Бюро новой техники, занимавшееся, в первую очередь, изучением образцов трофейных немецких самолетов, авиационных и ракетных двигателей, другого вооружения и оборудования для его производства. Что же касается радиоприемников, то относительно них в СССР существовал настоящий культ. Радиоприемники занимали столь же почетное место в любой квартире, какое в наши дни занимает телевизор, бывало так, что передачи радио слушали целым подъездом. В СССР отмечался День радио, именем радио называли улицы к в Москве, например, до сих пор существует такая. Что же касается радиоприемника «Звозда-54», то он всегда был почти недосягаемой мечтой советского радиолюбителя. Красивый, с широким диапазоном частот и необычно стильный для СССР, он служил (да и сейчас служит) украшением любой квартиры. И мало кто знал, что своим появлением этот приемник был обязан советской делегации МИД, которая ездила в командировку во Францию по вопросу независимости Австрии. Кто-то из членов делегации привез с собой новый французский радиоприемник «Excelsior-52», который попал в Институт радиовещательного приема и акустики (ИРПА). Там недолго думая наладили выпуск почти полного аналога (правда, заменив идеологически вредные западные частоты на советские). С тех пор «Звозда-54» является мечтой любого коллекционера. Что и говорить, качество ого исполнения действительно было на высоте. Хотя бы потому, что этот ламповый аппарат исправно работает и по сей день. #СССР #Радио #Франция #1950 #коллекция #техника #звезда #раритет #бренды
Ежедневно тысячи людей приходят на смотровую площадку Воробьевых гор в Москве, что полюбоваться видом на #Сити, #Новодевичий монастырь, стадион #Лужники и — вдалеке справа — купола Храма Христа Спасителя. Даже не догадываясь, что изначально храм этот планировалось возвести здесь, через дорогу от станции канатной дороги #НоваоЛига, где и сейчас видны поросшие кустарником лестницы и арки Воробьевского резервуара, построенного в начале XX века для снабжения Москвы водой. Камни для этого сооружения были взяты из свезенных сюда еще в 1820-е годы блоков для строительства храма, который задумывался Александром I как символ победы русского народа над Наполеоном. В конце 1812 года император издал манифест, пригласив на конкурс архитекторов со всего мира. Откликнулись многие, в том числе и знаменитые уже тогда Осип Бове, Доминико Жилорди, Джакомо Кваренги, Василий Стасов. Однако победу одержал никому не известный художник из Петербурга Карл Витберг, швед по происхождению, который даже не имел архитектурного образования. Поговаривали, что все дело было в его принадлежности к масонам, но, скорее всего, Витберг просто разгадал тайный замысел императора — сделать #ХрамХристаСпаситело памятником собственному правлению. Понравилось Александру и место на Воробьевых горах — он называл его «Короной Москвы». Проект Витберга (спешно принявшего православие и взявшего имя, разумеется, Александр) предвосхищал гигантские сооружения «сталинского ампира»: храм имел 170 метров в высоту, с античными лестницами и террасами, с выбитыми на стенах именами всех солдат и офицеров, павших в войне 1812 года, и с двумя 100-метровыми колоннами из наполеоновских пушек. Кстати, сначала Витберг хотел соорудить храм промо внутри Кремля, для чего снести кремлевскую стену со стороны набережной. Но император отказался. Закладка храма состоялась в декабре 1817 года, но после смерти Александра I в 1825 г.дело застопорилось, а вскоре сам Витберг был незаслуженно обвинен в растратах, отправлен в ссылку и умер в безвестности. Храм Христа Спасителя тыл сооружен уже по новому проекту в 1883 г. архитектором Константином Тоном на своем нынешнем месте. Ну а «Корону Москвы» с середины XX века венчает здание #МГУ.
На этом фото, сделанном летом 1913 года журналистом немецкой газеты Иллюстрирт Цайтунг, запечатлены участники знаменитого автопробега Москва-Берлин-Париж, выполненного членами Московского автомобильного общества на приз Великого князя Михаила Александровича (младшего брата Николая II). Автопробег стартовал 12 июня с Тверской улицы в Москве и завершился 10 июля в Париже. В заезде приняли участие 18 экипажей, в числе которых был и молодой купец 2-й гильдии Николай Николаевич Шерупенков, отправившийся в путь на своём новеньком автомобиле «Бенц». Это был настоящий баловень судьбы: наследник большого состояния, заядлый автомобилист и, как это было принято, благотворитель, он едва ли сам точно помнил, сколько и чего записал на него отец — купец и лесопромышленник Николай Михайлович Шерупенков. Семья владела большим количеством доходных домов в Москве, самым известным из которых стал сохранившийся по сей день дом на углу многолюдной Тверской-Ямской и Лесной улицы (по адресу Лесная ул., 1/2), прямо напротив нынешнего Белорусского вокзала. Дом этот известен не только тем, что в нём с конца XIX располагалось 1-е Миусское мужское начальное городское училище, в котором преподавал Иван Павлович #Чехов, брат писателя (и Антон Павлович, приезжая в Москву, часто останавливался здесь в комнате третьего этажа). В историю этот дом вошёл ещё благодаря открыткам с изображением Триумфальной арки, которая в то время находилась на площади Тверской заставы, так что Шерупенковский особняк частенько попадал вместе с нею в объектив фотографов того времени. С началом Первой Мировой войны Николай Шерупенков переоборудовал под лазарет свою дачу в Медведково (возле Храма Покрова в Медведково, около нынешнего дома 52А стр4 по Заповедной улице), неподалёку от кирпичного завода своей матери Екатерины Шерупенковой. После революции #дача и лазарет стали санаторием, который просуществовал до конца 1950-х годов, когда с началом строительства нового жилого микрорайона был снесён вместе с окружавшей его дубравой. Сам же Николай Шерупенков после Октября эмигрировал во Францию, где и умер 28 января 1971 года и был похоронен на кладбище в Ганьи в Париже. #Москва
Эта #скульптура скромно притаилась в тихом сквере в самом начале Новой Басманной улицы. Пожилой бородатый рабочий задумчиво смотрит в сторону выхода из метро #КрасныеВорота и явно чувствует себя чужим в Москве. Хоть и сидит здесь вот уже 90 лет. В 1929 году выдающийся русский и советский скульптор Иван Дмитриевич #Шадр (настоящая фамилия Иванов) получил заказ от Управления коммунального хозяйства г. #Москва увековечить память пролетариев — сезонных рабочих, стекавшихся при «проклятом царизме» в Москву на поиски заработка. Лермонтовская площадь была выбрана для этого памятника не случайно: именно здесь, в одном из корпусов нынешнего здания #РЖД, до 1920-го года располагалась биржа труда, собиравшая тысячи рабочих со всей России. Скульптор взялся с за дело с чувством: выходец из многодетной семьи столяра из городка #Шадринск, он сам не раз выезжал на заработки в Москву и Петроград, так что непонаслышке знал об этой стороне жизни. По слухам, в скульптуре он изобразил собственного отца. Позже, когда при поддержке И.Е.Репина он окончил нанкт-Петербургское Театральное училище, скульптор сменил фамилию на Шадр, решив таким образом увековечить родной город. Несмотря на огромный талант, некоторым творениям Шадра не везло: его знаменитая скульптура «Булыжник — орудие пролетариата» после перестройки была сослана в #Музеон, всемирно известная «Девушка с веслом» ещё до войны была объявлена чересчур эротичной и уехала из Парка Горького в #Луганск, а грандиозный проект «Памятник мировому страданию» (1915) и вовсе не состоялся. Так что сомнения на лице гранитного рабочего в сквере на Лермонтовской площади, прозванного в соцсетях «памятником гастарбайтеру», выглядят вполне обоснованно. Тем более, что в наши дни на гигантские стройки Москвы стекаются рабочие преимущественно не из России.
Пешеходы, идущие по Большому Каменному мосту в Москве, едва ли обращают внимание на эту маленькую деталь чугунного барельефа, украшающего перила моста. На фоне пятиконечной звезды в обрамлении знамён, под многочисленными слоями краски, едва угадывается странная фигурка, издалека напоминающая то ли солдата с автоматом в руках, то ли какое-то сооружение.Эта фигурка — одно из последних напоминаний о памятнике Советской конституции (в те времена его называли ещё Статуей Свободы), который с 1918 по 1941 год стоял на Советской площади Москвы напротив здания Моссовета. Теперь на этом месте находится монумент Юрию Долгорукому. Решение установить на Советской площади монумент в честь Октябрьской революции было принято в 1918-м году, когда В.И. Ленин издал декрет «О памятниках революции». Он предусматривал ликвидацию памятников царизма и установку новых советских монументов. До революции на тогдашней Тверской площади возвышался памятник генералу Скобелеву, герою русско-турецкой войны. Хоть и герой, но царский генерал не мог украшать советские города, так что генерала снесли, а из разрушенной неподалёку полицейской части забрали кирпич для создания нового монумента: гранитной стелы с балконом для выступления ораторов. Позже стела была дополнена скульптурой женщины с фригийским колпаком (символом свободы) и бронзовыми щитами с текстом первой советской конституции. Так памятник революции стал одновременно памятником Свободы и Конституции. Но простоял он недолго: в 1936 году появилась новая «сталинская» конституция, да и со свободой стало не очень. Памятник, как это водится, стал «мешать» городу. Символично, что снесли памятник Свободе ко Дню рождения Ленина, в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года. Во время взрыва оторвалась голова скульптуры, её подобрали сотрудники Третьяковской галереи, в запасниках которой она лежит и по сей день. На опустевшей Советской площади в 1954 году появился памятник Юрию Долгорукому, почти на том же месте, где раньше возвышался монумент генералу Скобелеву. А взорванная Свобода с тех пор больше не возвращалась на улицы советских городов. #яшагаюпомоскве #свобода #москва #памятник #тверская
Это был, пожалуй, самый необычный военный парад Второй мировой войны. Утром 16 июля 1944 года на городском ипподроме города Минска выстроились 30 тысяч бойцов из многочисленных партизанских отрядов, воевавших в лесах Белоруссии, прошедшие парадным строем по улицам города. Необычным было то, что в колонне нога в ногу с партизанами вышагивал самый настоящий козёл - в очках на носу, в фуражке немецкого офицера и немецкими же медалями на груди. Козла звали, впрочем, по-русски - Малыш. И он был полноправным членом партизанского отряда "Борьба" из бригады "Народные мстители". В 1943 году партизаны этого отряда разгромили немецкий гарнизон, расположившийся на станции Куренец близ Минска. Среди добытых трофеев оказался и козёл, которого сначала хотели пустить на обед партизанам. Но животное чем-то приглянулось бойцам, и вскоре седобородый парнокопытный стал талисманом отряда, добросовестно пройдя с ним весь путь по освобождению Белоруссии. А потому год спустя на полном основании занял место в парадном строю.
Эта старинная дорога ведёт нас из 1890 года прямиком в день сегодняшний. Фототипия «Тов-ва Шереръ и Набгольцъ в Москве» запечатлела древнюю улицу #Стромынка в той ее части, которая ныне называется Большой Черкизовской, с видом на #Черкизовский пруд и речку Сосенку (приток реки #Хапиловка, обе заключены под землю в советское время). На снимке, сделанном примерно от дома 20с1 по Б.Черкизовской улице в сторону области (см. третье фото в подборке), хорошо виден сохранившийся и по наши дни #Храм Ильи Пророка. В наши дни в квартале за храмом располагается стадион #Локомотив, за ним берет начало #ЩёлковскоеШоссе. Своё название древняя Стромынская дорога получила от располагавшегося в 50 верстах от Москвы Стромынского монастыря, исчезнувшего ещё в XVIII веке. В свою очередь, село #Черкизово получило своё название в XIV веке от принявшего православие ордынского воеводы Серкиза (Черкиза), служившего вместе с сыном в войске Дмитрия Донского и получившего обширные земельные наделы. В окрестностях села любил отдыхать #митрополит Алексий, чьи приближенные братья Азаковы, принявшие христианство татары, выкупили Черкизово у бывшего владельца, построили Храм Ильи Пророка (стоял на месте нынешнего до конца XVII века) и основали возле него, на берегу Черкизовского пруда, Дачу Митрополита. В различном виде эта деревянная дача, настоящий памятник архитектуры, пережило советское время (в ней расположилась контора совхоза «Красный луч»), после перестройки долго пустовала и в конце-концов в 1992 году сгорела дотла, вероятно, с помощью бомжей. Однако Храм Илии Пророка и в советское время не прекращал действовать. Вокруг него располагается один из немногих сохранившихся некрополей, главной достопримечательностью которого является могила юродивого Ивана Яковлевича Корейши — одной из самых загадочных личностей Москвы XIX века, популярного литературного персонажа. К нему и по сей день ходят сотни паломников со своими просьбами: говорят, они всё ещё сбываются…
Трудно поверить, но на этих снимках запечатлена Москва … 1842 года. До отмены крепостного права в России остается целых 19 лет, страной правит император Николай I. Это самые старые фотографии Москвы, до нашего времени дошли лишь три из них. Сделал их француз по имени Ноэль-Мари Пеймаль Леребур. Строго говоря, это не фотографии в современном смысле слова, а дагеротипы — по сути те же фотографические изображения, но которые проявляли парами ртути на металлической пластине с посеребренным слоем. Такие изображения еще называли «зеркалом с памятью». Ноэль-Мари Пеймаль в начале XIX века владел фирмой оптических инструментов, где совершенствовал технику дагеротипии вместе с самим Луи Дагером. В 1841 году Леребур отправил своих учеников во все уголки мира с тем, чтобы они запечатлели виды знаковых для истории и человечества мест (участвовал ли он сам в экспедиции — не известно). По итогам поездки предприимчивый француз собрал все дагеротипы и создал уникальный исторический фотоальбом «Excursions Daguerrienne, représentant les vues et monuments les plus remarquables du globe». Сборник, изданный в Париже в 1842 году, содержал более 100 видов Европы, Африки и Ближнего Востока. Оказались в нем и снимки Москвы. На основе полученного дагеротипа француз сделал гравюру (это единственный способ применить дагеротип для печати): отретушированная и раскрашенная, она и вошла в упомянутое французское издание. Кстати, Леребур не удержался и кое-где прибегал к «дополненной реальности». Так, на снимке Кремля (со строящимся Большим кремлевским дворцом) он добавил прогулочную лодочку на Москва-реке, а на другом, где изображена Берсеневская набережная и церковь Николая Чудотворца (ещё без колокольни — её построят только в 1854 году), добавил фигурки людей на нижней границе снимка. Возможно, что плодом фантазии автора стали и повязки с лошадьми у Покровского собора (Храм Василия Блаженного). Однако остальные детали снимков по сути являются точными фотографиями Москвы первой половины XIX века. #москва #историямосквы #фотография #фото #xixвек, #кремль #раритет #путешествия #берсеневка #краснаяплощадь #москварека #храм
Эти столь непохожие, казалось бы, фотографии разных лет объединяет одно: все они сделаны на Лобном месте в Москве. За свою почти 500 летнюю историю это круглое белокаменное возвышение на Красной площади чего только не видело: Иван Грозный выступал с него с покаянной речью, Лжедмитрий I сулил москвичам свободы, в XVIII веке на нём состоялась «гражданская казнь» убийцы и садистки Дарьи Салтыковой, которой за её злодеяния Екатерина II даже запретила именоваться женщиной. После революции советские власти неоднократно пытались найти Лобному месту иное, более отвечающие задачам пропаганды назначение. Первым его освоил вождь мирового пролетариата: Владимир Ленин выступил с Лобного места с воззванием к трудящимся 1 мая 1919 года — по случаю Дня солидарности. В том же году на Лобном месте установили памятник «Степан Разин с ватагой» работы знаменитого скульптора Сергея Коненкова. В 1928 году, опять же к Первомаю, здесь разместили скульптуру «Интернациональная солидарность». К Параду Победу в июне 1945 года, как говорили, по замыслу самого И.В.Сталина, на Лобном месте заработал «Фонтан Победителей». Весной 1961 года на Лобном месте появился еще один монумент, на этот раз посвященный советским космонавтам. Невооруженным глазом видно, что это был прообраз памятника «Покорителям космоса», который спустя 3 года установят у #ВДНХ. В конце-концов Лобное место оставили в покое, и вот уже пять десятилетий оно стоит почти в первозданном виде. Быть может, до следующей «яркой идеи»… #Москва #Краснаяплощадь #ИсторияМосквы #МояМосква #ЦАО #История #Россия #СССР #космос #Победа #Ленин #РоссийскаяИмперия
Это едва ли не единственный орден в мире, выдававшийся «за любовь». Да-да, не за любовь к чему-то, а просто — «За любовь и Отечество». Девиз этот больше напоминает тост, нежели указание заслуги. Орден Святой Великомученицы Екатерины был учрежден Петром Первым в честь его второй жены Екатерины Алексеевны. На его обратной стороне есть девиз «Трудами сравнивается с супругом». Формально этот орден считался вторым по старшинству в иерархии наград Российском Империи с 1714 по 1917 годы. Единственной при жизни Петра обладательницей ордена стала, разумеется, сама Екатерина Первая, получившая его после неудачного для императора Прутского похода 1711 года. Турки окружили русскую армию под Яссами, ей грозило полное фиаско и позорное пленение. В трудную минуту Екатерина оказала мужу моральную поддержку и, пожертвовав драгоценностями, помогла откупиться от неприятеля. В результате дело закончилось перемирием. Как написано в «Гистории Свейской войны», Пётр I «… сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности её величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была.» К слову, Орден Святой великомученицы Екатерины есть в России и сейчас — он был учреждён Указом президента РФ Дмитрия Медведева в 2012 году и вручается известным своей высокой духовно-нравственной позицией и милосердием россиянам, а также иностранцам за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность. Правда, слова «любовь» на его ленте уже нет. #история #РоссийскаяИмперия #Россия #геральдика #екатерина #ПетрВеликий #любовь