Эти два радиоприемника, один из которых к легендарный советский «Звозда-54» из коллекции «Маленьких историй» к выглядят почти одинаково. Если приглядеться, отличие можно найти только в звездочке вместо ромба в верхней части одного из них, а также разницу в названии. Действительно, перед нами совершенно идентичные аппараты, но один из них в 1952 году производился во Франции под названием «Excelsior-52», а второй появился двумя годами позже в СССР и взял себе имя «Звозда-54». В послевоенные годы СССР не особо стеснялся «заимствовать» на Западе, причем не только в поверженной Германии, лучшие образцы техники. В конце войны в Союзе было даже создано Бюро новой техники, занимавшееся, в первую очередь, изучением образцов трофейных немецких самолетов, авиационных и ракетных двигателей, другого вооружения и оборудования для его производства. Что же касается радиоприемников, то относительно них в СССР существовал настоящий культ. Радиоприемники занимали столь же почетное место в любой квартире, какое в наши дни занимает телевизор, бывало так, что передачи радио слушали целым подъездом. В СССР отмечался День радио, именем радио называли улицы к в Москве, например, до сих пор существует такая. Что же касается радиоприемника «Звозда-54», то он всегда был почти недосягаемой мечтой советского радиолюбителя. Красивый, с широким диапазоном частот и необычно стильный для СССР, он служил (да и сейчас служит) украшением любой квартиры. И мало кто знал, что своим появлением этот приемник был обязан советской делегации МИД, которая ездила в командировку во Францию по вопросу независимости Австрии. Кто-то из членов делегации привез с собой новый французский радиоприемник «Excelsior-52», который попал в Институт радиовещательного приема и акустики (ИРПА). Там недолго думая наладили выпуск почти полного аналога (правда, заменив идеологически вредные западные частоты на советские). С тех пор «Звозда-54» является мечтой любого коллекционера. Что и говорить, качество ого исполнения действительно было на высоте. Хотя бы потому, что этот ламповый аппарат исправно работает и по сей день. #СССР #Радио #Франция #1950 #коллекция #техника #звезда #раритет #бренды
Другие записи сообщества
В романе Булгакова «Белая Гвардия» один из персонажей - инженер Лисович по кличке Василиса, декабрьским вечером 1919 г. спешно прячет свои драгоценности - в город идут войска Петлюры. Золотые часы и монеты, ассигнации, серебро к все это Василиса упаковывает в коробки кондитерской фабрики «Эйнем», полагая, что так они смогут порождать лихие дни, а может и годы. В этой сцене нет преувеличения: основанная в 1849 г. в Москве Фердинандом Теодором фон Эйнемом фабрика и в самом деле предлагала покупателям но только сладости. Прекрасно понимая эфемерность своего товара - печенья и конфет - Эйнем упаковывал их в добротные жестяные коробки, понимая, что покупатели станут хранить в них свои письма или ценности, а значит, его бренд шагнет в будущее. Выпускали на фабрике и рекламные почтовые открытки, которые вкладывались в упаковку и сразу становились предметом коллекционирования. В 1914 году, когда, казалось, старый мир рушился окончательно, «Эйнем» предложила своим покупателям невиданный ход: взглянуть на будущее, лет на 200 вперед. Была выпущена серия из 8 открыток с футуристическими видами Москвы XXIII вока. Остается удивляться прозорливости художников: здесь ость и монорольсовые дороги, и автомобильные пробки, и даже городской воздушный пассажирский #транспорт. Так, на открытке «Петербургское шоссе» мы видим нынешний Ленинградский пр-т возле знаменитого ресторана «ЯР» (ныне гостиница «Советская»), где москвичи задорно ездят на… аэросанях. А вот #КраснаяПлощадь с гигантской пробкой из автомобилей. Узнаем площадь трех вокзалов - но с огромным зданием монорольсовой железной дороги. А вот #ТеатральнаяПлощадь - тоже со станцией монорольсовой дороги и пассажирскими аэропланами. Пород нами #Лубянка со зданием страхового общества #Россия (ныне здание #ФСБ), освещенная огнями парящих монорольсовых поездов. Гигантские мосты через Москва-року с проплывающими под ними кораблями и даже гидросамолетами, Петровский путевой дворец… Стратегия Эйнема оправдалась. Его бывшая фабрика к ныне #КрасныйОктябрь к совсем скоро превратится в очередной элитный жилой комплекс. Но бренд #Эйнем, а также бесподобные виды бывшей и будущей Москвы, навсегда останутся с нами. #История #Москва
В ноябре 1970 года в Политбюро ЦК КПСС случился неслыханный скандал. В истории единственной партии СССР бывало всякое, но чтобы хранящиеся в самом КГБ запрещенные мемуары бывшего генсека Никиты Хрущёва, которые он надиктовывал своему сыну Сергею с августа 1966 года, вдруг оказались за границей и готовились к печати в США? Это был но просто скандал, это была катастрофа. О том, что после отставки Никита Сергеевич начал писать мемуары с резкими выпадами против нового советского руководства и политики партии, в Политбюро знали давно. Еще весной 1968 года по инициативе Юрия Андропова, только что занявший пост председателя КГБ, Хрущёва вызвали в Кремль и заявили, что писать историю СССР и партии к прерогатива ЦК, однако бывший генсек в резкой форме отказался прекратить записи. Хрущёва оставили в покое, но ненадолго. В марте 1970 года Ю.В.Андропов сообщил в ЦК, что в воспоминаниях излагаются сведения об обороне СССР, работе КГБ, тайных связях КПСС с компартиями других стран, описываются обсуждение вопросов на закрытых заседаниях Политбюро. В мае 1970 года Хрущёва снова вызвали в ЦК, и вновь безуспешно, а вскоре после этого он слог в больницу с инфарктом. Пока бывший генсек болел, его сына Сергея вызвали в КГБ и забрали рукописи и магнитофонные пленки мемуаров. А 6 ноября 1970 года грянул гром: в Нью-Йорке представители издательства «Тайм» официально объявили, что готовят к печати в журнале Life серию мемуаров Н.Хрущёва, которые к декабрю будут выпущены отдельной книгой. Сына Хрущёва немедленно вызвали в КГБ, но тот лишь развел руками: «Пока рукописи были дома, никаких скандалов но было. КГБ забрало их летом - ищите проблемы у себя». В итоге и статьи, и книги вышли в США, хотя КГБ и заставил Хрущёва публично отречься от их авторства. И только позже стало известно, что еще в 1968 году, после первой «выволочки» в ЦК, Н.С.Хрущёв задумался о судьбе своих мемуаров и в конце-концов принял решение в лучших диссидентских традициях того времени тайно переслать их за океан. Справедливо полагая, что только публикация в «вражеской» прессе обеспечит сохранность мемуаров опального советского лидера. #СССР #КПСС #История СССР #Хрущёв #Мемуары #Life #США #Кремль
Эта старинная гравюра с панорамой Кремля, опубликованная в 1872 году в немецком журнале Illustrirte Zeitung, выглядит абсолютно фантастически и наверняка удивила бы современных москвичей. Однако выполнивший ее художник Е.Штайнманн изобразил вид Кремля со стороны тогдашнего Всехсвятского (Большого каменного) моста со скрупулезной точностью. Именно так выглядел Кремль в дни проведения знаменитой Политехнической выставки в Москве, прошедшей с 30 мая по 1 сентября 1872 года. Приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра Великого, выставка собрала более 12 тысяч экспонатов из разных отраслей российской промышленности, из которых лишь 2000 были иностранными. Многочисленные павильоны выставки расположились вокруг Кремлевской стены и внутри Кремля. В те дни даже москвичи с трудом узнавали столицу: Александровский сад, Красная площадь и Кремлевская набережная украсились диковинными павильонами, выполненными как в традиционном русском стиле, так и в стилистике «хайтек» того времени. На гравюре хорошо видны Троицкая и Водовзводная башни Кремля, Большой Кремлевский дворец и колокольня Ивана Великого. На набережной, возле левой кромки гравюры, видны шатры временного ресторана С. А. Будакова. За ним высится круглая деревянная башня и несколько строений в виде теремка — это Петровско-Исторический павильон, посвященный собственно Петру Первому. За ним виднеется нос парусного судна — это «Купеческий корабль», один из экспонатов пространного павильона Морского отдела выставки, от которого к реке спускаются стапели: по ним в павильон поднимали Ботик Петра Первого. За павильоном виден ещё один экспонат — уже военный корабль. Далее по набережной в сторону Москворецкого моста располагались Военно-интендантский и Железнодорожные отделы выставки. Политехническая выставка 1872 года имела огромный успех, её посетило почти полмиллиона человек, из которых 100 тыс составили льготники, не платившие за билет. Всего вокруг Кремля было построено 86 павильонов — как частных, так и казенных. Главным же следствием выставки 1872 года стало решение о создании в Москве двух музеев — Исторического и Политехнического, поскольку в ходе выставки стало понятно, что совмещать исторические экспозиции с последними достижениями прогресса довольно проблематично.
На первый взгляд может показаться, что бородатые мужики на этой гравюре второй половины XIX века исполняют какой-то задорный танец. Но это не так - на самом деле они старательно натирают паркетный пол Зимнего дворца, готовясь к свадьбе дочери Александра II Великой княгини Марии Александровны с сыном английской королевы Виктории Альфредом, Герцогом Эдинбургским. Свадьба состоялась 23 января 1874 года и вызвала большой интерес не только в Англии, но и во всём мире. По свидетельству современников, на церемонию бракосочетания прибыли более 50 иностранных делегаций. Всего же на званом обеде, данном в тот же день в 5 часов пополудни, присутствовало около 700 высокопоставленных гостей – абсолютный рекорд для того времени. Правда, сама королева Виктория так и не пожелала прибыть в Санкт-Петербург – сказалось предубеждение против России, сложившееся ещё со времён последней Крымской войны. Зато на свадьбе присутствовали брат невесты – будущий император Александр III, а также брат жениха – будущий король Англии Эдуард VII, в том 1874 году как раз получивший масонский титул Великого мастера Великой Английской Ложи. Оба будущих монарха прибыли со своими жёнами – родными сёстрами, датскими принцессами Дагмарой (мать Николая II, будущая императрица Мария Фёдоровна) и Александрой (будущей принцессой Уэльской, матерью короля Георга V, двоюродного брата Николая II). Это родство отразилось на облике двух будущих императоров – Николай II и Георг V были похожи как две капли воды. Весной 1917 года, после своего отречения от престола, Николай II предложит своему двоюродному брату Георгу V принять к себе царскую семью. Тот сначала согласится, но потом передумает, сославшись на немецкое происхождение супруги последнего российского императора, Александры Фёдоровны, урождённой принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской: «Британское правительство не может посоветовать Его Величеству оказать гостеприимство людям, чьи симпатии к Германии более чем хорошо известны». Этот отказ привел к тому, что низложенный российский император был отправлен в Тобольск, где и встретил октябрьский переворот и в июле 1918 года был убит вместе со своей семьей.
Когда в 1878 году пивовар Йоханнесс Топф из немецкого города Эрфурт (того самого, гдe в 1808 году #Наполeон встрeчался с Алeксандром I) основал компанию по изготовлению котлов для солодовен, он и представить себе не мог, какую страшную роль предстоит ей сыграть в истории. Фирма «Topf & Sohnen» стала процветающей. Скоро здесь освоили производство печей, в годы Первой мировой войны - снарядов и деталей для пушек. Однако самым прибыльным бизнесом стало производство крематориев. В 1920-о годы эта специфическая продукция фирмы продавалась по всему миру, включая Россию. Когда к власти пришел #Гитлер, внуки основателя фирмы - Людвиг и Эрнст - вступили в нацистскую партию и вскоре получили заказ от Строительного управления СС. Первым лагерем, купившим крематорий фирмы, стал #Дахау. Потом - #Бухонвальд, #Маутхаузон и #Аушвиц. Хотя большой прибыли заказы от СС не приносили, руководство фирмы работало над ними поистине «с огоньком». Так, главный инженер фирмы Курт Прюфер сам предложил СС модернизировать печи, чтобы увеличить их пропускную способность и снизить износ. В 1941 году управляющий фирмы писал Гиммлеру: «В кремационных печах Топф в течение примерно 10 часов может быть произведена кремация 30 - 35 трупов. Упомянутое число трупов может сжигаться ежедневно, не вызывая перегрузки печи. Не беда, если по условиям производства кремация будет производиться беспрерывно днем и ночью»… Всего Topf & Söhne построила для лагерей смерти 25 печей с 76 камерами. После войны Эрфурт перешел под контроль войск #СССР, один из братьев - Людвиг Топф - совершил самоубийство, указав в предсмертной записке, что не чувствует за собой вины. Его брат Эрнст Топф попал к американцам, и уже в 1951 году безуспешно пытался возродить в ФРГ свой бизнес под старым брендом. В 1990-о годы, когда #Германия объединилась, бывшее здание компании в Эрфурте попытался вернуть себе правнук Топфа Хартмут. Почти 15 лет он вел борьбу с общественниками, открывшими здесь #музей преступлений нацизма. В итоге с помощью полиции здание перешло к Хартмуту, который создал свое АНО #TopfUndSoehne и на деньги местных властей проводит в нем лекции и выставки про #Холокост. И собирает пожертвования. #История #wwii #нацизм
Ежедневно тысячи людей приходят на смотровую площадку Воробьевых гор в Москве, что полюбоваться видом на #Сити, #Новодевичий монастырь, стадион #Лужники и — вдалеке справа — купола Храма Христа Спасителя. Даже не догадываясь, что изначально храм этот планировалось возвести здесь, через дорогу от станции канатной дороги #НоваоЛига, где и сейчас видны поросшие кустарником лестницы и арки Воробьевского резервуара, построенного в начале XX века для снабжения Москвы водой. Камни для этого сооружения были взяты из свезенных сюда еще в 1820-е годы блоков для строительства храма, который задумывался Александром I как символ победы русского народа над Наполеоном. В конце 1812 года император издал манифест, пригласив на конкурс архитекторов со всего мира. Откликнулись многие, в том числе и знаменитые уже тогда Осип Бове, Доминико Жилорди, Джакомо Кваренги, Василий Стасов. Однако победу одержал никому не известный художник из Петербурга Карл Витберг, швед по происхождению, который даже не имел архитектурного образования. Поговаривали, что все дело было в его принадлежности к масонам, но, скорее всего, Витберг просто разгадал тайный замысел императора — сделать #ХрамХристаСпаситело памятником собственному правлению. Понравилось Александру и место на Воробьевых горах — он называл его «Короной Москвы». Проект Витберга (спешно принявшего православие и взявшего имя, разумеется, Александр) предвосхищал гигантские сооружения «сталинского ампира»: храм имел 170 метров в высоту, с античными лестницами и террасами, с выбитыми на стенах именами всех солдат и офицеров, павших в войне 1812 года, и с двумя 100-метровыми колоннами из наполеоновских пушек. Кстати, сначала Витберг хотел соорудить храм промо внутри Кремля, для чего снести кремлевскую стену со стороны набережной. Но император отказался. Закладка храма состоялась в декабре 1817 года, но после смерти Александра I в 1825 г.дело застопорилось, а вскоре сам Витберг был незаслуженно обвинен в растратах, отправлен в ссылку и умер в безвестности. Храм Христа Спасителя тыл сооружен уже по новому проекту в 1883 г. архитектором Константином Тоном на своем нынешнем месте. Ну а «Корону Москвы» с середины XX века венчает здание #МГУ.
На этом фото, сделанном летом 1913 года журналистом немецкой газеты Иллюстрирт Цайтунг, запечатлены участники знаменитого автопробега Москва-Берлин-Париж, выполненного членами Московского автомобильного общества на приз Великого князя Михаила Александровича (младшего брата Николая II). Автопробег стартовал 12 июня с Тверской улицы в Москве и завершился 10 июля в Париже. В заезде приняли участие 18 экипажей, в числе которых был и молодой купец 2-й гильдии Николай Николаевич Шерупенков, отправившийся в путь на своём новеньком автомобиле «Бенц». Это был настоящий баловень судьбы: наследник большого состояния, заядлый автомобилист и, как это было принято, благотворитель, он едва ли сам точно помнил, сколько и чего записал на него отец — купец и лесопромышленник Николай Михайлович Шерупенков. Семья владела большим количеством доходных домов в Москве, самым известным из которых стал сохранившийся по сей день дом на углу многолюдной Тверской-Ямской и Лесной улицы (по адресу Лесная ул., 1/2), прямо напротив нынешнего Белорусского вокзала. Дом этот известен не только тем, что в нём с конца XIX располагалось 1-е Миусское мужское начальное городское училище, в котором преподавал Иван Павлович #Чехов, брат писателя (и Антон Павлович, приезжая в Москву, часто останавливался здесь в комнате третьего этажа). В историю этот дом вошёл ещё благодаря открыткам с изображением Триумфальной арки, которая в то время находилась на площади Тверской заставы, так что Шерупенковский особняк частенько попадал вместе с нею в объектив фотографов того времени. С началом Первой Мировой войны Николай Шерупенков переоборудовал под лазарет свою дачу в Медведково (возле Храма Покрова в Медведково, около нынешнего дома 52А стр4 по Заповедной улице), неподалёку от кирпичного завода своей матери Екатерины Шерупенковой. После революции #дача и лазарет стали санаторием, который просуществовал до конца 1950-х годов, когда с началом строительства нового жилого микрорайона был снесён вместе с окружавшей его дубравой. Сам же Николай Шерупенков после Октября эмигрировал во Францию, где и умер 28 января 1971 года и был похоронен на кладбище в Ганьи в Париже. #Москва
Эта #скульптура скромно притаилась в тихом сквере в самом начале Новой Басманной улицы. Пожилой бородатый рабочий задумчиво смотрит в сторону выхода из метро #КрасныеВорота и явно чувствует себя чужим в Москве. Хоть и сидит здесь вот уже 90 лет. В 1929 году выдающийся русский и советский скульптор Иван Дмитриевич #Шадр (настоящая фамилия Иванов) получил заказ от Управления коммунального хозяйства г. #Москва увековечить память пролетариев — сезонных рабочих, стекавшихся при «проклятом царизме» в Москву на поиски заработка. Лермонтовская площадь была выбрана для этого памятника не случайно: именно здесь, в одном из корпусов нынешнего здания #РЖД, до 1920-го года располагалась биржа труда, собиравшая тысячи рабочих со всей России. Скульптор взялся с за дело с чувством: выходец из многодетной семьи столяра из городка #Шадринск, он сам не раз выезжал на заработки в Москву и Петроград, так что непонаслышке знал об этой стороне жизни. По слухам, в скульптуре он изобразил собственного отца. Позже, когда при поддержке И.Е.Репина он окончил нанкт-Петербургское Театральное училище, скульптор сменил фамилию на Шадр, решив таким образом увековечить родной город. Несмотря на огромный талант, некоторым творениям Шадра не везло: его знаменитая скульптура «Булыжник — орудие пролетариата» после перестройки была сослана в #Музеон, всемирно известная «Девушка с веслом» ещё до войны была объявлена чересчур эротичной и уехала из Парка Горького в #Луганск, а грандиозный проект «Памятник мировому страданию» (1915) и вовсе не состоялся. Так что сомнения на лице гранитного рабочего в сквере на Лермонтовской площади, прозванного в соцсетях «памятником гастарбайтеру», выглядят вполне обоснованно. Тем более, что в наши дни на гигантские стройки Москвы стекаются рабочие преимущественно не из России.
Пешеходы, идущие по Большому Каменному мосту в Москве, едва ли обращают внимание на эту маленькую деталь чугунного барельефа, украшающего перила моста. На фоне пятиконечной звезды в обрамлении знамён, под многочисленными слоями краски, едва угадывается странная фигурка, издалека напоминающая то ли солдата с автоматом в руках, то ли какое-то сооружение.Эта фигурка — одно из последних напоминаний о памятнике Советской конституции (в те времена его называли ещё Статуей Свободы), который с 1918 по 1941 год стоял на Советской площади Москвы напротив здания Моссовета. Теперь на этом месте находится монумент Юрию Долгорукому. Решение установить на Советской площади монумент в честь Октябрьской революции было принято в 1918-м году, когда В.И. Ленин издал декрет «О памятниках революции». Он предусматривал ликвидацию памятников царизма и установку новых советских монументов. До революции на тогдашней Тверской площади возвышался памятник генералу Скобелеву, герою русско-турецкой войны. Хоть и герой, но царский генерал не мог украшать советские города, так что генерала снесли, а из разрушенной неподалёку полицейской части забрали кирпич для создания нового монумента: гранитной стелы с балконом для выступления ораторов. Позже стела была дополнена скульптурой женщины с фригийским колпаком (символом свободы) и бронзовыми щитами с текстом первой советской конституции. Так памятник революции стал одновременно памятником Свободы и Конституции. Но простоял он недолго: в 1936 году появилась новая «сталинская» конституция, да и со свободой стало не очень. Памятник, как это водится, стал «мешать» городу. Символично, что снесли памятник Свободе ко Дню рождения Ленина, в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года. Во время взрыва оторвалась голова скульптуры, её подобрали сотрудники Третьяковской галереи, в запасниках которой она лежит и по сей день. На опустевшей Советской площади в 1954 году появился памятник Юрию Долгорукому, почти на том же месте, где раньше возвышался монумент генералу Скобелеву. А взорванная Свобода с тех пор больше не возвращалась на улицы советских городов. #яшагаюпомоскве #свобода #москва #памятник #тверская
Глядя на эти рисунки разных лет, даже многие москвичи не сразу смогут узнать в них Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного. Не без основания считающийся одним из чудес света, на этих гравюрах и картинах сам Покровский собор с его башнями и куполами вообще оказался “за кадром”. Казалось бы, почему? Ответ кроется в некогда очень почитаемой москвичами фасадной иконе, более двух столетий красовавшейся на стене колокольни с южной стороны храма. Об истории этой иконы и о том, как она вдохновляла художников разных стран, читайте на сайте "Маленьких историй".