Ежедневно тысячи людей приходят на смотровую площадку Воробьевых гор в Москве, что полюбоваться видом на #Сити, #Новодевичий монастырь, стадион #Лужники и — вдалеке справа — купола Храма Христа Спасителя. Даже не догадываясь, что изначально храм этот планировалось возвести здесь, через дорогу от станции канатной дороги #НоваоЛига, где и сейчас видны поросшие кустарником лестницы и арки Воробьевского резервуара, построенного в начале XX века для снабжения Москвы водой. Камни для этого сооружения были взяты из свезенных сюда еще в 1820-е годы блоков для строительства храма, который задумывался Александром I как символ победы русского народа над Наполеоном. В конце 1812 года император издал манифест, пригласив на конкурс архитекторов со всего мира. Откликнулись многие, в том числе и знаменитые уже тогда Осип Бове, Доминико Жилорди, Джакомо Кваренги, Василий Стасов. Однако победу одержал никому не известный художник из Петербурга Карл Витберг, швед по происхождению, который даже не имел архитектурного образования. Поговаривали, что все дело было в его принадлежности к масонам, но, скорее всего, Витберг просто разгадал тайный замысел императора — сделать #ХрамХристаСпаситело памятником собственному правлению. Понравилось Александру и место на Воробьевых горах — он называл его «Короной Москвы». Проект Витберга (спешно принявшего православие и взявшего имя, разумеется, Александр) предвосхищал гигантские сооружения «сталинского ампира»: храм имел 170 метров в высоту, с античными лестницами и террасами, с выбитыми на стенах именами всех солдат и офицеров, павших в войне 1812 года, и с двумя 100-метровыми колоннами из наполеоновских пушек. Кстати, сначала Витберг хотел соорудить храм промо внутри Кремля, для чего снести кремлевскую стену со стороны набережной. Но император отказался. Закладка храма состоялась в декабре 1817 года, но после смерти Александра I в 1825 г.дело застопорилось, а вскоре сам Витберг был незаслуженно обвинен в растратах, отправлен в ссылку и умер в безвестности. Храм Христа Спасителя тыл сооружен уже по новому проекту в 1883 г. архитектором Константином Тоном на своем нынешнем месте. Ну а «Корону Москвы» с середины XX века венчает здание #МГУ.