К малоизвестным московским достопримечательностям вполне можно отнести этот скверик в Большом Спасоглинищевском переулке, напротив Хоральной синагоги. Здесь вот уже почти два десятилетия есть самая настоящая Стена плача. Не Иерусалимская, конечно, но всё же. Эта символическая стена размером в 12 на 3 метра была установлена в 2001 году при деятельном участии тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова к 110-летив расположенной здесь же Хоральной синагоги. Любопытно, что уже на следующий год Юрий Лужков выдвигал инициативы совсем иного рода — например, предложил вернуть на место памятник Ф.Э.Дзержинскому. Несмотря на символический характер стены, она используется верующими по прямому назначению, и в щелях между камнями можно даже обнаружить записки, совсем как в стене плача в Иерусалиме.
Другие записи сообщества
Эта картина под названием «Сухаревский рынок перед его закрытием» была написана в 1924 году художником Виктором Колендой (1872-1945). За два года до этого газета «Правда» опубликовала заметку, в которой, по сути, Сухаревой башне был вынесен приговор: «11-го октября Сухаревку со всех сторон оцепили по распоряжению М.Ч.К. войсковые наряды. Всполошилось все сухаревское царство: торговцы и спекулянты поспешно стали складывать свои товары на ручные тележки и подводы; ускользнуть удалось немногим. Одновременно с арестом подозрительных лиц и проверкой документов производился обыск и осмотр торговых палаток. Нормированные и запрещенные товары конфисковались. Сухаревка скоро опустела: на площади остались только опрокинутые палатки и масса разного мусора. Задержанные при обходе лица, обвиненные в спекуляции, отправлялись на принудительные работы. На другой день, в воскресенье, Сухаревка уже жила своей «нормальной жизнью», только торговцев и товаров стало несколько меньше, да цены поднялись еще выше; так, например, картофель дошел до 22 р. фунт, мыло от 200 до 300 р. и т.д.". Газета и сама не заметила, как пришла к парадоксальному выводу: у спекулянтов, получается, было дешевле.
Эта статуэтка «Негр с корзиной», сделанная на Ленинградском фарфоровом заводе в 1961 году, отражает целую эпоху, связанную с национально-освободительным движением в Африке и деятельном участии в нём Советского союза. В 1960-м году 17 африканских стран объявили о своей независимости. В декабре 1960 года по инициативе Никиты Сергеевича Хрущёва на XV сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам». Были внесены изменения и в Программу #КПСС — основной идеологический документ Советского Союза. В частности, новая редакция программы рассматривала национально-освободительное движение как одну из главных «антиимпериалистических сил». Сразу же после этого во всех научных, партийных, общественных организациях #СССР стали создаваться кафедры, отделы, исследовательские и учебные центры, занимающиеся изучением Африки, общественно-политической ситуации в африканских странах, а также обучением африканских специалистов и студентов. В 1961 году создается #Университет Дружбы Народов им.Патриса Лумумбы — лидера демократического движения и главы правительства Демократической республики Конго, похищенного и расстрелянного по прямому указанию президента #США Дуайта Эйзенхауэра. В том же 1961 году при Академии наук СССР создается Институт Африки, а Московское #радио впервые начало вещание на трёх африканских языках (позже их число выросло до 8-ми). Не отставала и пропагандистская машина — в массовый тираж стали выходить книги, брошюры и открытки, посвященные борьбе народов Африки против колониализма. Статуэтка из нашей коллекции может рассматриваться как неотъемлемая часть этой пропагандистской кампании. Правда, её автор — скульптор Галина Столбова, главной темой творчества которой было #детство, и здесь осталась верна себе, воплотив африканскую тему в образе мальчика.
Со времен первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича - село Покровское на востоке Москвы считалось «царским». Здесь поселилась первая долгожданная дочь Михаила Федоровича - Ирина, в честь которой им был воздвигнут Ирининский храм (на нынешней улице Фридриха Энрельса). Здесь проводил свободное время в соколиной охоте и увеселениях царевич Алексей Михайлович, будущий отец Петра I. Бывала здесь и Елизавета Петровна - дочь Петра, перестроившая некогда деревянный дворец Михаила Федоровича на берегу Рыбинского пруда в стилистике позднего европейского барокко. В этом дворце, к слову, произошло важнейшее событие в жизни российского и украинского народов: в феврале 1653 рода после мучительных раздумий царь Алексей Михайлович принял решение согласиться с просьбой казаков и «принять Украину под высокую государеву руку». Прошли роды. Село Покровское стало Бакунинской улицей, речка Рыбинка с прудом ушла в коллектор и стала улицей Гастелло, а бывший царский дворец сегодня занимает НИИ реставрации.
«Здравствуй, столица родная!", - говорится на этой декоративной фаянсовой тарелке, выполненной в начале 1980х родов на Конаковском фаянсовом заводе, более известном как Завод им.Калинина (ЗиК). Созданный в первой трети XIX века провизором Андреем Яковлевичем Ауэрбахом, завод позже перешёл в руки «Товарищества М.С.Кузнецова», под маркой которого и обрел мировое имя. Продукция завода неоднократно становилась обладателем гран-при крупнейших мировых выставок. Здесь же были изготовлены всемирно известные фарфоровые иконостасы. После революции их в России осталось только два, один из которых был взорван в 1930-е роды вместе с построенным Кузнецовым около завода старообрядческим храмом Тихвинской иконы Божьей Матери. Во времена #СССР завод работал как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Представленная в нашей коллекции декоративная тарелка выполнена скульптором и художником Валерией Петровной Шинкаренко из фаянса с использованием подглазурной росписи. Завод им.Калинина пережил советскую власть и перестройку, и даже «лихие 90-е», не переставая работать даже в самом трудное время. Увы, печальная развязка наступила во времена нынешней «стабильности». В 2008 роду завод захватила никому не известная фирмочка из р.Клин и, пользуясь полным попустительством тогдашнего губернатора Дмитрия Зеленина и городских властей города Конаково, обанкротила предприятие, выгнала на улицу более 1000 человек, а затем и полностью снесла старинный завод вместе с историческими постройками. Сейчас на месте завода в #Конаково огромный пустырь. А на месте снесенных цехов с 200-летней историей открылся клуб караоке. Чтобы было где попеть жителям города, в поисках работы вынужденных каждый день ездить в Москву.
В ноябре далёкого 1842 рода одно из первых в мире периодических иллюстрированных изданий - миланский журнал Cosmorama pittorico (живописный пейзаж) опубликовал на своей обложке удивительную по красоте, величественную и в то же время ажурную церковь, украшенную барочными наличниками. Подпись под гравюрой гласила, что это «Собор на Покровке в Москве». И в самом деле, построенный в 1699 роду храм Успения Пресвятой Борородицы на Покровке - огромное и в то же время визуально очень лёгкое сооружение, поднятое над землёй на высокой подклети с арочной галереей и двумя выходящими на улицу лестницами ц- пользовался мировой известностью, никак не меньшей, чем Покровский собор на Красной площади. Многие западные путешественники считали его самым красивым храмом Москвы. Того же мнения придерживались архитекторы Василий Баженов и Бартоломей Растрелли. Наполеон Бонапарт в 1812 роду распорядился охранять храм от начавшегося в Москве пожара, а позже сюда во время поездок в Москву любил заезжать Ф.М.Достоевский. После революции нарком просвещения Луначарский пытался спасти храм, представив его как народное творчество - и даже назвал бывший Большой Успенский переулок Потаповским в честь построившего храм зодчего. Увы, это не спасло Успенский храм, и в 1936 роду он был снесён для расширения улицы. Улицу, разумеется, не расширили, а на месте храма так и остался пустырь, ставший в наши дни сквером на углу Покровки и Потаповского переулка. Единственное, что напоминает о храме - это чудом уцелевший двухэтажный дом причта (он хорошо виден на гравюре - с тремя окнами, рядом с храмом), где сейчас расположено #saperavicafe и где сохранились остатки декора одной из лестниц храма. И еще - чудом сохранившиеся наличники нескольких окон храма, перенесённые к стене Донского монастыря в Москве.
В августе 1856 года в Москве прошли пышные торжества по случаю коронации вступившего на российский престол годом ранее императора Александра II. По традиции коронация собрала большое количество гостей, в том числе и зарубежных, среди которых было немало корреспондентов крупнейших мировых газет. Один из таких корреспондентов — художник британской газеты The Illustrated London News, после коронации решил прогуляться по первопрестольной, и оказался на большом поле за Варварскими воротами Китай-города. Увиденное там настолько поразило его, что он достал карандаш и сделал несколько очень детальных зарисовок того, что назвал «рынком слуг» — а на деле биржей крепостных, располагавшейся в то время на этом месте. Не ограничившись зарисовкой, корреспондент Постарался разузнать подробности работы этого почти что невольничьего рынка, которые и были подробно описаны в ноябрьском номере лондонской газеты за 1856 год из коллекции «Маленьких историй»: «Сюда стекаются все крепостные. Это большая площадь с земляным полом и навесом от непогоды посередине. Рынок работает ежедневно в течение всего года. Самая оживленная торговля — по воскресеньям. Интерес тут такой. Тот, кому нужен работник, обозначает, в каких услугах нуждается и сколько он готов за них заплатить. Таким образом задействуются все типы работников — плотники и столяры, девушки для работы на фабриках и тому подобное. (…) Нанимающий работника забирает его паспорт и в день, когда тот приступает к работе, его имя заносится в полицейские реестры. Если же этого сделано не было, выписывается штраф по шкале 60 копеек за день». Сами Варварские ворота, ныне снесённые, видны в центральной части снимка. А на большом поле на переднем плане сейчас находится проезжая часть Старой площади.
Зарубежная пресса издавна была головной болью для Кремля. С одной стороны, обилие иностранных корреспондентов на важных государственных мероприятиях, особенно с участием Высочайших лиц, вносило сумятицу в строгий регламент приемов и торжеств, а также было чревато определенными неприятностями – мало ли что взболтнут между собой все эти придворные камер-юнкеры и статские советники. С другой стороны – ссориться с заграницей было невыгодно и недальновидно, а потому в некоторых случаях решать вопрос приходилось на самом высоком уровне. Например, в этом письме 1883 года из коллекции «Маленьких историй» генерал-адъютант граф Петр Андреевич Шувалов — член Государственного совета, бывший и начальником Третьего отделения, и послом России в Великобритании, убеждает редактора газеты #DailyTelegraph в том, что отказ допустить корреспондента на церемонию коронации императора Александра III вызван исключительно теснотой помещения и не вызван каким-то предубеждением российских властей против именно этой газеты. Подготовка к торжествам в связи с коронацией императора вызвала настоящий ажиотаж не только в России, но и за рубежом, а иллюминация Москвы в день коронации надолго вошла в легенды первопрестольной (см. иллюстрацию). Обращает на себя внимание прекрасное знание английского языка и очень корректный тон изложения письма графа Шувалова. Нынешние представители #МИД России используют, к сожалению, совсем другую риторику.
Открытые и публичные объявления о покупке стройматериалов и услуг для нужд города были нормой в Москве первой половины XIX века. Масштабная #реновация города после пожара 1812 года требовала огромного числа рабочих рук и стройматериалов. Объявления о закупках публиковались регулярно, так что рынок рабочей силы и стройматериалов был абсолютно прозрачным. На фотографиях — объявление о работах по сооружению насыпи над водопроводом от Крестовской заставы (ныне площадь р Рижского вокзала) до села Алексеевское (одноименная станция метро), а также вид Крестовской заставы в начале XIX века и в наши дни.
В этом обычном московском дворе в районе Замоскворечье, прямо напротив фабрики РотФронт, на протяжении более чем полувека был спрятан один из самых секретных объектов Москвы. Некогда замаскированный под реставрационные мастерские, бункер спецхрана МИД был построен на случай ядерной войны в 1960-х годах силами Метростроя и ведёт на глубину 14-этажного дома — более 42 метров под землёй. Прямо над бункером расположен детский сад с двусмысленным названием «В гостях р сказки». Детей, впрочем, в подземную «сказку» в случае войны вряд ли бы кто пустил: бункер предназначался не для защиты населения от ядерной войны, а для хранения секретных документов Министерства иностранных дел. В ходе эксплуатации бункера инженерам приходилось постоянно бороться с наплывом грунтовых вод, которые сочатся здесь буквально из каждого шва, отчего в бункере всегда высокая влажность и чем-то он напоминает пещеру. Бороться с влагой должны были гигантские вытяжки и кондиционеры, пожиравшие огромное количество энергии. На случай, если бронированный наземный вход в бункер будет разрушен ядерным взрывом, под землёй был сделан запасной выход прямо в туннель метро Замоскворецкой линии. Из-за этого в бункере прекрасно слышно проходящие поезда. С 2008 года бункер начал приходить в упадок, у Министерства не хватало средств на его поддержание в порядке, и в 2018 году объект был рассекречен и стал местом проведения экскурсий. Поскольку лифты здесь рже несколько лет не работают, путь вниз и вверх на 40-метроврю глубину приходится проделывать пешком. ЗОЖ :)
Единственное в истории СССР официальное изображение В.И.Ленина, выполненное в футуристической манере с элементами кубизма, было выпущено в мае 1924 года в составе художественно — литературного сборника «Великий вождь» — первого посмертного издания памяти Ильича. Собственно, в модной тогда футуристической стилистике был выполнен весь альманах, ставший первой попыткой «канонизации» Ленина. Автором «кубического» портрета стал известный в будущем портретист Александр Могилевский — однако впредь он больше никогда не позволит себе изображать вождей в такой манере. Альманах, разумеется, никогда больше не переиздавался, а вот содержавшиеся в нем идеологические «штампы» легли в основу всей будущей советской «Ленинианы».