Советский поэт-песенник Осип Колычев (наст. имя Иосиф Сиркес) в наши дни известен разве что своей «Песней о Советской армии» (непобедимая и легендарная). Однако в 1930-1950 годы его имя было широко известно публике благодаря огромному количеству публиковавшихся песен и стихов. Потомственный одесский куплетист, Осип Колычев стал одним из выдающихся «певцов» советской власти, создав такие произведения, как поэма «Щорс», «Баллада о Сталине», «Песня о Ворошилове», песня «Сталин родной». Кроме того, Колычев был известен как автор пространных виршей, часто весьма сомнительных с точки зрения поэзии, о всевозможных профессиях. Собственно, именно это «творчество» и позволило Колычеву войти в мировую литературу: в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» он стал прототипом бездарного поэта Никифора Ляписа-Трубецкого с его знаменитыми четверостишиями про Гаврилу. Впрочем, самого Колычева всё это не смущало: стихи на тему профессий хорошо публиковались в ведомственных изданиях и приносили автору немалый доход.
Другие записи сообщества
Как были связаны в СССР кино и мода? В Советском союзе, как мы знаем, рыночной экономики не было. Но женщины были — и ещё какие! А значит, были и модные журналы, которым худо-бедно приходилось, даже с учётом советского дефицита, держать руку на пульсе. Одним из самых популярных изданий, посвящённых моде, был журнал «Мода», выпускавшийся Ленинградским домом моделей тиражом свыше 100 тысяч экземпляров. Апрельский выпуск этого журнала под названием «Мода.Ленинград» за 1967 год и представлен в нашей коллекции. На первый взгляд, журнал как журнал, ничего особенного. Кокетливо смотрят со страниц советские красотки в жакетах и пальто, навевая приятную ностальгию. Но стоп! Сначала обращает на себя внимание странное сходство большинства представленных женских рисунков. Друг с другом и ещё с кем-то. А вот влюблённая парочка на последнем развороте окончательно развеивает всякие сомнения: перед нами Нина и Шурик из бессмертной комедии Гайдая «Кавказская пленница». Лица, причёски, рубашки и даже смелое по тем временам оранжевое платье героини — всё почти один в один повторяет кадры из культового фильма. Случайности тут быть не может: «Кавказская пленница» снималась в 1966 году и вышла на экраны аккурат в апреле 1967 года, сразу став любимым и самым узнаваемым фильмом для десятков миллионов граждан СССР. Однако номер журнала подписывался в марте — значит, у издателей и художников Ленинградского дома моделей был, как сегодня принято говорить, свой инсайд на съёмочной площадке и, вероятно, необыкновенное чутьё на то, что в наше время называют «модными трендами». И в самом деле: сразу после выхода фильма молодая актриса Наталья Варлей стала самой узнаваемой женщиной СССР, эталоном женственности и современной моды. На снимках — страницы журнала «Мода.Ленинград» 1967 года и кадры из фильма «Кавказская пленница». Не перепутайте, где что.
Эта театральная афиша Бердянского театра и синематографа «Мираж» за 1909 г. наверняка сразу привлекла внимание тогдашних горожан. Ещё бы, в программе значились Пушкин, Рахманинов и такие модные в то время «живые картины»… Впрочем, ни о каком творчестве Александра Сергеевича речи не шло, просто в городе выступал оперный певец с такой фамилией. А вот Рахманинов прямо назван в афише «феноменом», поскольку был не композитором, а куда круче — человеком… без рук. Да-да. Идеи равенства и братства, революционная мысль, утончённая интеллигентность и стремление к созданию нового мира в начале ХХ века прекрасно уживались с такими, казалось бы, варварскими развлечениями, как «шоу уродов» — то есть выступлениями людей с физическими недостатками. Мы не знаем доподлинно, кем был указанный в афише господин Рахманинов — «человек без рук». Но совершенно очевидно, что это был один из тех несчастных, кто был вынужден зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного тела… Впрочем, для многих из «фриков», как их тогда называли, подобные шоу были единственным источником пропитания. Некоторые даже разбогатели на своей беде. Например, известная «девочка-верблюд» Элла Харпер получала $200 в неделю, что в наши дни равноценно зарплате в $25000 в месяц. Интерес к подобным шоу был столь велик, что цирки и театры перекупали фриков друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков. Все закончилось после Первой мировой войны. Насмотревшееся на ужасы войны общество перестало воспринимать физические недостатки как повод для смеха, началась борьба за права инвалидов. К 1930-м годам фрик-шоу стали повсеместно запрещать… Просвещённое общество окончательно отвернулось от шоу фриков, чтобы к началу XXI века вернуть в обиход гладиаторские бои — пусть и под видом спортивных «боев без правил»…
Странная подпись «Исааковский собор» на этой редкой фарфоровой тарелке XIX века с видами Санкт-Петербурга — не опечатка мастера, а добросовестная ошибка завода-изготовителя. Всё дело в том, что тарелка эта была выпущена в Англии на мануфактуре George Leach Ashworth & Bros в городе Хенли, в графстве Стаффордшир. О том, что святой, в честь которого был назван новый храм в Санкт-Петербурге, назывался на православный манер Исаакием (Далматским), а не иудейским Исааком, англичане могли и не знать. Отсюда и подпись «Исааковский» под изображением Исаакиевского собора. Кроме него, на тарелке в окружении растительного орнамента изображены Медный всадник, Академия художеств, Зимний дворец и Адмиралтейство. Дополнительную ценность тарелке придаёт редкое клеймо, так как под этим торговым знаком мануфактура просуществовала всего лишь с 1862 по 1868 г. С обратной стороны тарелки изображен герб Соединённого королевства. Щит поддерживают лев и единорог. Вокруг щита — девиз Ордена Подвязки «Honi y Soit Qui Mal Y Pense» («Пусть стыдится, подумавший плохо об этом») Ниже — девиз «Dieu et Mon Droit,» «Бог и Мое Право». По ромбовидной фабричной британской регистрационной марке не трудно определить точную дату изготовления тарелки. В углах ромба зашифрованы число, месяц и год — 15 сентября 1866 г. Северный Стаффордшир, где была произведена тарелка, был крупным центром производства керамики в Великобритании. Гончарная промышленность здесь была сосредоточена вокруг шести городов: Тунстал, Бурслем, Хэнли, Сток, Фентон и Лонгтон, которые теперь составляют единый город Сток-он-Трент. Этот регион был известен как #Potteries. Многие из мировых инноваций в гончарном производстве произошли именно здесь. Обжигались изделия в печах с характерной бутылочной формой — в XIX веке таких печей здесь было более 4 тысяч, что делало атмосферу в районе почти непригодной для дыхания.
Станция Лосиноостровская «Пятая остановка, одиннадцатый километр. Билет 1-й зоны. По обе стороны станции расположен город Лосиноостровск, прежде один из самых больших дачных посёлков под Москвой. Правая часть от станции более высокая и песчаная, левая низменная с почвой преимущественно глинистой. Дома на широких, часто мощёных просеках дачного типа - деревянные, с террасами, но все с печами - заняты жителями круглый род. Помещений, сдающихся на лето, почти нет. Благоустройство города быстро растёт. В большинстве домов электричество, освещённые улицы, есть водопровод. Кооперативные магазины обслуживают все части города. На Осташковском шоссе рынок. Магазины Мосторга. Близ станции аптека. На Филинском просеке больница. Почта, телеграф и телефонная связь с Москвой. Телефоны-автоматы на почте и при аптеке. В клубе- театре на Советском проспекте регулярно устраиваются спектакли и киносеансы. При клубе зал физкультуры, библиотека читальня. Спортплощадки - на Коминтерновском переулке. Второй клуб - на Троицком шоссе. В 2,5 км от станции Лосиноостровской расположено село Медведково. Это один из самых старых посёлков под Москвой, ещё финского происхождения. Стоящее на высоком берегу реки Яузы Медведково интересно своим живописным местоположением и старым липовым парком. Дорога в село от станции идет по Советскому шоссе, а затем по Медведковской улице, через лес, и пересекает парк. Тут же ряд небольших прудов. Большинство домов с террасами. Рядом, тоже в 2,5 километров от станции, посёлок Ново-Медведково. Начатый постройкой в 1924 году, он быстро растёт. Дома освещаются электричеством. Близко подходит парк усадьбы Свиблово. Место неровное - то сухое, супесчаное, то низкое, болотистое. В обоих селах летом живут дачники». Из справочника «Дачи и окрестности Москвы», 1935 г.
Вид на Гурзуф и гору Аю-Дар из альбома «Крым. Crimée», изданного в самом начале ХХ века. Фотография сделана с холма Болгатур в центре Гурзуфа. На ней хорошо видна Гурзуфская бухта с домиком А.П.Чехова, белеющим на самом краю у воды. Этот крохотный домик писатель купил за гигантскую по тем временам сумму в 3000 рублей, чтобы иметь возможность уединиться от толп поклонников и гостей, осаждавших его дачу в Ялте. На переднем плане видна Успенская церковь (автор ц знаменитый русский архитектор Михаил Чичагов), уничтоженная в советское время и восстановленная в наши дни. Слева, вдалеке, виднеется минарет мечети Айя-София, выдержавшей страшное землетрясение 1927 рода, но также снесённой советской властью. А вот сама линия берега и скалы, включая знаменитые скалы-близнецы (адалары), за 100 лет почти не изменились. Если, конечно, не считать массовую и с виду почти хаотичную застройку, столь типичную для черноморского побережья.
Эта картина под названием «Сухаревский рынок перед его закрытием» была написана в 1924 году художником Виктором Колендой (1872-1945). За два года до этого газета «Правда» опубликовала заметку, в которой, по сути, Сухаревой башне был вынесен приговор: «11-го октября Сухаревку со всех сторон оцепили по распоряжению М.Ч.К. войсковые наряды. Всполошилось все сухаревское царство: торговцы и спекулянты поспешно стали складывать свои товары на ручные тележки и подводы; ускользнуть удалось немногим. Одновременно с арестом подозрительных лиц и проверкой документов производился обыск и осмотр торговых палаток. Нормированные и запрещенные товары конфисковались. Сухаревка скоро опустела: на площади остались только опрокинутые палатки и масса разного мусора. Задержанные при обходе лица, обвиненные в спекуляции, отправлялись на принудительные работы. На другой день, в воскресенье, Сухаревка уже жила своей «нормальной жизнью», только торговцев и товаров стало несколько меньше, да цены поднялись еще выше; так, например, картофель дошел до 22 р. фунт, мыло от 200 до 300 р. и т.д.". Газета и сама не заметила, как пришла к парадоксальному выводу: у спекулянтов, получается, было дешевле.
Эта статуэтка «Негр с корзиной», сделанная на Ленинградском фарфоровом заводе в 1961 году, отражает целую эпоху, связанную с национально-освободительным движением в Африке и деятельном участии в нём Советского союза. В 1960-м году 17 африканских стран объявили о своей независимости. В декабре 1960 года по инициативе Никиты Сергеевича Хрущёва на XV сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам». Были внесены изменения и в Программу #КПСС — основной идеологический документ Советского Союза. В частности, новая редакция программы рассматривала национально-освободительное движение как одну из главных «антиимпериалистических сил». Сразу же после этого во всех научных, партийных, общественных организациях #СССР стали создаваться кафедры, отделы, исследовательские и учебные центры, занимающиеся изучением Африки, общественно-политической ситуации в африканских странах, а также обучением африканских специалистов и студентов. В 1961 году создается #Университет Дружбы Народов им.Патриса Лумумбы — лидера демократического движения и главы правительства Демократической республики Конго, похищенного и расстрелянного по прямому указанию президента #США Дуайта Эйзенхауэра. В том же 1961 году при Академии наук СССР создается Институт Африки, а Московское #радио впервые начало вещание на трёх африканских языках (позже их число выросло до 8-ми). Не отставала и пропагандистская машина — в массовый тираж стали выходить книги, брошюры и открытки, посвященные борьбе народов Африки против колониализма. Статуэтка из нашей коллекции может рассматриваться как неотъемлемая часть этой пропагандистской кампании. Правда, её автор — скульптор Галина Столбова, главной темой творчества которой было #детство, и здесь осталась верна себе, воплотив африканскую тему в образе мальчика.
Со времен первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича - село Покровское на востоке Москвы считалось «царским». Здесь поселилась первая долгожданная дочь Михаила Федоровича - Ирина, в честь которой им был воздвигнут Ирининский храм (на нынешней улице Фридриха Энрельса). Здесь проводил свободное время в соколиной охоте и увеселениях царевич Алексей Михайлович, будущий отец Петра I. Бывала здесь и Елизавета Петровна - дочь Петра, перестроившая некогда деревянный дворец Михаила Федоровича на берегу Рыбинского пруда в стилистике позднего европейского барокко. В этом дворце, к слову, произошло важнейшее событие в жизни российского и украинского народов: в феврале 1653 рода после мучительных раздумий царь Алексей Михайлович принял решение согласиться с просьбой казаков и «принять Украину под высокую государеву руку». Прошли роды. Село Покровское стало Бакунинской улицей, речка Рыбинка с прудом ушла в коллектор и стала улицей Гастелло, а бывший царский дворец сегодня занимает НИИ реставрации.
«Здравствуй, столица родная!", - говорится на этой декоративной фаянсовой тарелке, выполненной в начале 1980х родов на Конаковском фаянсовом заводе, более известном как Завод им.Калинина (ЗиК). Созданный в первой трети XIX века провизором Андреем Яковлевичем Ауэрбахом, завод позже перешёл в руки «Товарищества М.С.Кузнецова», под маркой которого и обрел мировое имя. Продукция завода неоднократно становилась обладателем гран-при крупнейших мировых выставок. Здесь же были изготовлены всемирно известные фарфоровые иконостасы. После революции их в России осталось только два, один из которых был взорван в 1930-е роды вместе с построенным Кузнецовым около завода старообрядческим храмом Тихвинской иконы Божьей Матери. Во времена #СССР завод работал как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Представленная в нашей коллекции декоративная тарелка выполнена скульптором и художником Валерией Петровной Шинкаренко из фаянса с использованием подглазурной росписи. Завод им.Калинина пережил советскую власть и перестройку, и даже «лихие 90-е», не переставая работать даже в самом трудное время. Увы, печальная развязка наступила во времена нынешней «стабильности». В 2008 роду завод захватила никому не известная фирмочка из р.Клин и, пользуясь полным попустительством тогдашнего губернатора Дмитрия Зеленина и городских властей города Конаково, обанкротила предприятие, выгнала на улицу более 1000 человек, а затем и полностью снесла старинный завод вместе с историческими постройками. Сейчас на месте завода в #Конаково огромный пустырь. А на месте снесенных цехов с 200-летней историей открылся клуб караоке. Чтобы было где попеть жителям города, в поисках работы вынужденных каждый день ездить в Москву.
В ноябре далёкого 1842 рода одно из первых в мире периодических иллюстрированных изданий - миланский журнал Cosmorama pittorico (живописный пейзаж) опубликовал на своей обложке удивительную по красоте, величественную и в то же время ажурную церковь, украшенную барочными наличниками. Подпись под гравюрой гласила, что это «Собор на Покровке в Москве». И в самом деле, построенный в 1699 роду храм Успения Пресвятой Борородицы на Покровке - огромное и в то же время визуально очень лёгкое сооружение, поднятое над землёй на высокой подклети с арочной галереей и двумя выходящими на улицу лестницами ц- пользовался мировой известностью, никак не меньшей, чем Покровский собор на Красной площади. Многие западные путешественники считали его самым красивым храмом Москвы. Того же мнения придерживались архитекторы Василий Баженов и Бартоломей Растрелли. Наполеон Бонапарт в 1812 роду распорядился охранять храм от начавшегося в Москве пожара, а позже сюда во время поездок в Москву любил заезжать Ф.М.Достоевский. После революции нарком просвещения Луначарский пытался спасти храм, представив его как народное творчество - и даже назвал бывший Большой Успенский переулок Потаповским в честь построившего храм зодчего. Увы, это не спасло Успенский храм, и в 1936 роду он был снесён для расширения улицы. Улицу, разумеется, не расширили, а на месте храма так и остался пустырь, ставший в наши дни сквером на углу Покровки и Потаповского переулка. Единственное, что напоминает о храме - это чудом уцелевший двухэтажный дом причта (он хорошо виден на гравюре - с тремя окнами, рядом с храмом), где сейчас расположено #saperavicafe и где сохранились остатки декора одной из лестниц храма. И еще - чудом сохранившиеся наличники нескольких окон храма, перенесённые к стене Донского монастыря в Москве.